Коллективная анестезия
Волны ностальгии стали частым феноменом ХХ века, когда происходили большие геополитические катаклизмы, мировые войны, революции, резкие социальные и технологические перемены. Ностальгия играла роль антидепрессанта, анестетика и адаптогена одновременно. Люди пытались найти спокойное и благополучное прошлое — и спрятаться в него, ненадолго забыться. Но этот эскапизм в итоге нередко помогал привыкнуть к новым условиям, адаптироваться.
Условным «золотым веком», или референтным временем, с которым сверялась современность, в коллективном сознании стала позднесоветская эпоха, двадцатилетие с середины 1960-х по середину 1980-х. Это время меньше ассоциировалось с историческими травмами (в отличие, например, от репрессивных 1930-х и «сороковых роковых») и больше — с относительной стабильностью для большинства населения СССР.
Ясно, что на деле эпоха «развитого социализма», более известная как «эпоха застоя» (или «длинные семидесятые»), отнюдь не была однозначной. Это время экономической стагнации, войны в Афганистане, кампаний против диссидентов (Александра Солженицына, Андрея Сахарова и пр.), эмиграции третьей волны. Однако эти события затрагивали не всех и выглядели менее травматичными — по контрасту с событиями очень непростых предыдущих десятилетий.
неопределенность будущего;
недовольство настоящим у разных социальных групп;
наличие материальных свидетельств (вещей, архитектуры, изображений), соответствующих ожиданиям ностальгирующих.
Современные общества с их идеологией непрерывных инноваций и перемен, при размывании традиционных систем ценностей, способствуют росту ностальгии. Тяга к прошлому, которое видится как более стабильное, понятное и обжитое, овладевает сознанием миллионов. Причем предметный мир — гигантская барахолка старых вещей — играет здесь особую роль.
Предсказание астрологов
Астрологи предсказывают события на основе расположения планет солнечной системы, и эти предсказания пользуются популярностью уже несколько тысячелетий. По словам астрологов, в ближайшее время Россия прирастёт новыми территориями — некоторые бывшие республики согласятся войти в состав РФ на добровольных началах.
- Белорусский астролог Василина Мицкевич рассказала о возможном восстановлении СССР в новом формате. Василина отметила, что в ближайшие месяцы открывается возможность формирования новых политических объединений вплоть до воссоздания Советского Союза из нескольких бывших республик СССР в составе на новых политических и экономических условиях. Также астролог отметила, что число республик, которые захотят объединиться в СССР, будет кратно трём. Сначала это будет объединение трёх стран, потом 6, 12 и 15 — через 18 лет. Она подчеркнула, что для восстановления советского государства нужно использовать это время, потом будет поздно.
- Астролог Илья Першин объясняет этот процесс следующим образом. СССР на карте мира не существует уже более 30 лет, но эгрегор его не разрушен. Эгрегор — это мысли всех людей, объединённые общей целью. Как мы знаем, огромная масса бывших советских граждан искренне мечтает о воссоздании государства, которое у них отняли. Экономические и неблагоприятные политические события усиливают общее желание восстановления СССР, что вскоре и воплотится в реальность. Грузия, по мнению астролога, в ближайшее время не будет проявлять интерес к интеграции с Россией, но последняя ничего не потеряет от этого. Страны Балтии уже начинают осознавать, что членство в НАТО ничего им не даёт, кроме названия. Украина может рассыпаться на части, некоторые из них захотят вернуться в СССР.
Что такое СССР
Союз Советских Социалистических Республик был образован 30 декабря 1922 года. Это был первый социалистический строй за все время существования человечества. Поэтому проторенного пути не было, учились на ошибках, порой они были очень страшные.
Первоначально в СССР входили РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская Федерация. Постепенно к нему присоединились и другие республики. СССР в составе 15 республик просуществовал до августа 1991 года. Почти за 70 лет сменилось несколько правителей, и в годы правления каждого большинство людей думали и жили так, как принуждал их думать «дух времени» в лице правителя.
Вся социалистическая идеология зависела от политических интересов правительства. Поэтому социализм при Сталине сильно отличается от социализма при Брежневе.
Сейчас смешивают все годы Советской власти в одну кучу, выискивая все самое худшее. Поэтому многие отождествляют социализм с репрессиями, которые были при Сталине, дефицитом, возникшим в годы развала СССР и т. д.
Я в сталинские годы не жила, но судя по учебникам истории, литературным произведениям жизнь при этом правителе представляется мне страшной и безрадостной. Хотя моя мама так не считала, она уверена, что войну мы выиграли благодаря Сталину и его железной дисциплине. И страну сумели быстро восстановить, так как воровство строго каралось. А простые, честные люди жили в это время хорошо. Ну, это мамино мнение, которая родилась в 1928 году.
Я родилась в годы правления Н. С. Хрущева. Этот период СССР называется «оттепелью», именно при Хрущеве жизнь советских людей начала меняться в лучшую сторону. В 1964 году его сменил Л. И. Брежнев, про годы его правления я и буду вспомнить. Это было мое детство, моя юность.
К героям и инвалидам относились с уважением
Государство очень хорошо характеризует то, как оно заботится о людях, которые не могут позаботится о себе сами: смертельно больных, калеках, беспризорниках, бомжах. СССР всегда отличался бессмысленностью совершаемого им насилия.
Впрочем, не всех постигла такая участь. Инвалиды не получали достойной заботы от государства и оставались на попечение родных или превращались в бомжей. Большинство льгот были только на бумаге.
Советский инвалид Второй Мировой в интернате для инвалидов на Валааме. Таких, как он, называли, «самоварами» — без рук и без ног. Рисунок Геннадия Доброва, который работал там санитаром. Рисунки Геннадий делал потому, что фотографировать было запрещено.
Японцы, которые вернулись домой после войны.
Путешествия
В СССР граждане чаще отдыхали, не выезжая за пределы своей страны. В СССР были развиты туристические маршруты, проезд стоил недорого, а часто путевку могли дать на работе или отправить в санаторий по состоянию здоровья.
Выехать за границу можно было тоже недорого, но пускали в любую страну далеко не каждого. Только Восточная Европа была доступна для всех, а те, кто мечтали побывать в Париже или Лондоне, часто не могли исполнить эту мечту. Туристические группы, конечно, туда ездили, но на группу из 20 рабочих брали только 3-4 человека более творческих профессий, поэтому вырваться можно было разве что в командировку.
Зарплата
Минимальный оклад составлял 70 рублей. Зарплаты варьировались от этой суммы до 600 рублей. Правда, такие большие деньги получали только высшие чины в партии и руководство заводов. В среднем люди получали около 150-300 рублей. Медсестра зарабатывала около 80 рублей, а подполковник ВС — 300 рублей. Спортсмены и представители творческих профессий на огромные гонорары рассчитывать не могли, например, легендарный футболист Владимир Лозинский вспоминает, что зарабатывал по 200 рублей в месяц плюс 100 рублей платили за победы. Топовые зарплаты были не у управленцев, а у профессионалов с хорошим образованием: так, токарь высшей категории получал почти 500 рублей. Конечно, у хороших работников были бонусы: бесплатное жилье, отпуск и так далее.
Образование
Как и сейчас, в государстве за образование платить было не нужно. После окончания учебного заведения все выпускники были обеспечены работой по распределению. Те, кто учился хорошо, выбирали, куда пойти работать первыми. Те, у кого оценки были хуже, разбирали, что осталось. Поэтому часто молодые учителя, медики и инженеры начинали свою карьеру в деревнях и поселках. Кто хотел и работал хорошо, потом перебирались в город.
Зато существовал закон о тунеядстве: если человек нигде официально не работал, то его могли отправить в ссылку. Именно поэтому сослали поэта Иосифа Бродского. Были прецеденты, когда под статью попадали люди, ведущие подсобное хозяйство, или нетрудоспособные граждане. То есть официально не работать было просто нельзя.
Советские граждане были свободными
Были свободными до тех пор, пока следовали всем запретам, которые установила партия.
Первая причина, почему СССР — это зло, в том, что он практиковал превосходство государства над личностью. При чем официально декларировал обратное: якобы в Союзе все люди были свободными. «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек» — одна из самых популярных песен того времени.
Советская свобода имела четкие пределы: ты свободен в том, поджарить сегодня на обед картошку или сварить, но не свободен в выборе одежды — потому что государство решило, во что одеваться; в выборе места работы — после универа тебя направляли на отработку; в чтении — газеты были только правительственные и превозносили власть, а литература проходила цензуру; в праве молиться своим богам — религия находилась под запретом; в словах — на тебя запросто могли настучать за критику власти, и это закончилось бы тюрьмой в лучшем случае.
Были ли плюсы?
Перечисление подобных нюансов можно продолжать бесконечно. Были ли плюсы? Для кого-то — возможно. Например, можно было вообще не работать головой и абсолютно ни к чему не стремиться. Ходи на свой завод (фабрику, контору, учреждение), делай вид, что работаешь с восьми до восемнадцати с часовым перерывом на обед, да и всего делов. Платят, конечно, копейки, но на поесть и мало-мальски одеться хватит, а что ещё надо? Большинство такая жизнь устраивала. Но вот лично мне она не по вкусу. То есть для меня это никакой не плюс. Но я знаю, что некоторые до сих пор называют это «стабильность».
Оставим стилистам разговоры о красивости советского герба или об элегантной и в то же время вызывающей узнаваемости флага СССР. А заодно и о том, как шли белоснежные блузки с алыми галстуками девочкам-брюнеткам. Да, песни Пахмутовой на стихи Добронравова тоже были очень даже. Но мы не о внешности, мы о жизни. Лично я, как ни напрягаю память, никаких особых плюсов не припомню.
Разве что полная бесплатность высшего образования. Я поступил на университетский журфак собственными силами. Не только даром, но даже стипендию платили. Но вроде и сейчас так можно, если постараться. И, кстати, университетов было несколько штук на всю Россию. А не как сейчас — в каждом подвале по три.
И менты не наглели, как сегодня. Не вымогали открыто, не торговали наркотой, не промышляли проституцией. Боялись последствий. Это сегодня они не боятся никого и ничего.
Ну и к этому присовокуплю работу профсоюзов с их дешёвыми турпутёвками и санаториями-профилакториями.
Цифры достигли максимума
Показатель в 66% за последнее десятилетие достиг максимума, так как ранее о ностальгии россиян по советским временам были характерны не столь высокие значения. В России сожалеют о распаде Союза 69% граждан, а 17% отзываются о событии крайне негативно.
В некоторых бывших республиках мнение граждан по вопросу развала СССР практически поделилось поровну. Например, в Грузии 43% отметили распад страны как положительное событие, а 42% испытывают по данному поводу ностальгию. Существуют государства, жители которых не страдают ностальгией по прежним временам. В их число входит Эстония, где 75% жителей рады произошедшим изменениям.
В СССР не было олигархов
В классическом смысле этого слова олигархов в Союзе действительно не было — власть расстреляла тех, кто мог бы ими стать.
Олигарх — это бизнесмен, который использует политическую власть для собственного обогащения. А те, кто потенциально мог бы стать олигархом (или даже бизнесменом) в будущем — богатые селяне-фермеры (так называемые кулаки), помещики и буржуазия — были репрессированы. Например, богатых селян расстреливали, ссылали на север или отправляли на исправительные работы.
Тогда нельзя было владеть чем-то кроме личных вещей, например, заводами, землей, сельхозживотными или инструментами, акциями компаний, иначе ты становился врагом народа.
Задумайся: за десятки лет эти люди так не смогли построить страну, где они сами могли бы покупать все продукты в магазине. Зато сумели уничтожать людей десятками тысяч.
Цены
Белый хлеб стоил 20 копеек, а ржаной — 16 копеек. Килограмм гречки можно было купить за 50 копеек, мороженое — 10 копеек. На килограмм говядины тратили 2 рубля. Пропорция очевидная: в СССР медсестра могла купить около 40 килограммов говядины на свою зарплату, а теперь всего около 10 килограммов. Билеты на поезд тоже стоили гораздо дешевле.
Другое дело, что было огромное количество дефицитных товаров: даже обычные джинсы купить было очень непросто, а приличное пальто в ГУМе стоило около 150 рублей, то есть почти что среднюю зарплату. Понятно, что и сейчас есть полно элитных брендов, которые стоят целое состояние, но тогда, если вы хотели выглядеть красиво и выделяться из толпы, приходилось тратиться. Но в народе было популярнее перешивать все самостоятельно, а кусок хорошей ткани ценился так же, как новое платье.
По ту сторону мифа
В 1990-е годы брежневский период советской истории трактовался как время стагнации, разложения коммунистической идеологии и системы управления. Во второй половине 2000-х эта эпоха представала в массовом сознании уже в другом свете. Появился запрос на ностальгию. Он был вызван неудовлетворенностью результатами рыночных реформ и экзистенциальными потребностями — обретения ценностной почвы под ногами. Ею и стало идеализированное прошлое, некий штиль на фоне частых штормов (прекаризации труда, резкой смены социальных ролей, экономических кризисов и пр).
Однако ностальгия не была всеобщей. Не все социальные группы тосковали по приукрашенному прошлому. Тяга к нему, скорее, проявлялась у тех, кто не был вовлечен в повседневность позднего советского времени, особенно в регионах и малых городах, которые переживали тотальный дефицит. Обычных людей — инженеров на заводе, мастеров в цеху, квалифицированных рабочих, доярок, водителей — по-видимому, чаще беспокоило не отсутствие свободы слова, а бытовые тяготы, например, отсутствие товаров. Нужно готовить ребенка в школу, а формы, ботинок, рубашки в продаже нет. Их нужно доставать. Каждое бытовое действие сопровождалось гигантскими затратами сил, что было довольно странно для технически развитой страны, запускавшей космические корабли.
А жителям крупных городов, гуманитарной или технической интеллигенции часто не хватало интеллектуальной свободы, «воздуха» чтения (многое было запрещено), поездок за границу (культурного отдыха). Это были квазипотребительские и гражданские ожидания. У этой прослойки ностальгия проявляется меньше. Они даже немного удивляются этому интересу к советскому дизайну. Ведь в свое время люди мечтали о том, что они купят не радиоприемник «Океан», а какой-нибудь «Philips» или «Grundig».
Но все эти бытовые ожидания и трудности были характерны для родителей. А дети и подростки воспринимали то время с неким романтизмом. Они гоняли на велосипедах, носили ключи от дома на шее, играли в казаков-разбойников и были счастливы. Казалось, что впереди, за поворотом, их ждет «прекрасное далеко». Но этот миф внезапно умер. Да здравствует миф!
Убежать от старухи с косой
Формально пожилых людей никто из жизни не выбрасывает. Испокон веков старейшинам в обществе отводили роль мудрецов, регуляторов и даже правителей, ведь их жизненный опыт в общественном сознании всегда представлял немалую ценность.
Сейчас в абсолютном большинстве стран пенсионеры имеют те же права, что и молодые. Но если бы в действительности их жизнь была бы столь же полноценной, а позиция в обществе — равноуважаемой, можно было бы забыть о страхе перед старостью, на котором с давних времён делали большие деньги.
Что только ни шло в ход, чтобы обмануть время и хотя бы ненадолго задержаться в рядах юных и привлекательных. В лучшем случае большинство этих средств можно было бы назвать шарлатанскими.
Чудодейственные свойства в разное время приписывали различным жидкостям и частям тела животных и людей. Достаточно вспомнить сказания об омовениях из молока ослиц и спермы молодых рабов для царицы Клеопатры. Сейчас вопросом продления молодости, помимо учёных и спекулянтов, занимаются биохакеры — люди, посвятившие свою жизнь нахождению способов «взломать код» человека и обмануть смерть.
Поговорим о смерти по душам
По Ирвину Ялому (американский психотерапевт), смерть — одно из базовых условий существования человека, одна из четырёх данностей, с которыми мы рождаемся, наравне с одиночеством, бессмысленностью и свободой. Человек вынужден справляться с этими данностями, и смерть — самая трудная из них.
Поделиться своими мыслями и страхами решается далеко не каждый. По данным исследователя старости Дмитрия Рогозина, 84% пожилых россиян хотят и готовы поговорить о смерти. При этом 53% из них жалуется, что им просто не с кем поднимать такие темы, никто не слушает. Как и о старении, разговаривать о смерти не принято: собеседники зашикают, попеняют на испорченное настроение и излишний пессимизм.
Екатерина Печуричко из Death Cafe вторит, что у большинства россиян существуют сильные табу на тему смерти, которую боятся таким образом «накликать».
Квартиры раздавали бесплатно
Если не врать самому себе, то правильно сказать «некачественные квартиры сдавали в аренду».
Когда современная молодежь слышит, что в СССР бесплатно раздавали квартиры, то в первую очередь представляет просторные двушки или трешки. Все было совсем не так.
Во-первых, ничего не бывает бесплатно, и если государство что-то дает тебе просто так, то деньги на это берет из твоих налогов. Так что за квартиру советские люди платили, просто не знали об этом. При том и за свою, и за чужие. Точно также еще недавно ты платил за газ, потребленный другими, но даже не подозревал об этом.
Во-вторых, жильцы не владели квартирой, государство просто разрешало в ней жить. Украинцы получили свои квартиры в собственность уже в 90-х годах.
В-третьих, стоять в очереди на квартиру можно было десятки лет без какой-то гарантии. А когда наконец советский человек получал квартиру, то в ней были кривые стены и потолки, дыры в стенах и странные планировки. Потому что жилья нужно было много, и на качество не обращали внимания.
С чем связана ностальгия
Приятные воспоминания о временах СССР чаще характерны для людей в возрасте 55 лет. В последние годы отмечается тенденция появления ностальгии по советским временам даже у молодежи. Люди в возрасте от 18 до 24 лет выражают желание о возвращении прежних порядков, хотя сами были рождены уже после распада страны.
Данные «Левада-центра» говорят о том, что причины сожаления зависят от временного периода и состояния экономики меняются. В кризисные годы конца 90-х основная часть респондентов упоминала о разрушении единого пространства. В 2006 году в стране отмечался подъем, поэтому в опросах многие указывали в качестве основной причины тоски потерю принадлежности к державе.
О вечных «славных» временах
Уж так устроен человек — ему свойственно грустить по ушедшим временам. «Славные были времена», — кому из нас не знакома эта фраза? Причём, какой бы убогостью не были окружены эти времена, они почему-то всегда «славные». И всё сказанное мной здесь — тому подтверждение. Похоже, что от романтизации неких, чаще всего условных «былых времён» мы никогда и никуда не денемся.
Через сколько-то лет появятся люди, которые будут грустить по сегодняшним дням. То есть когда сегодняшний режим рухнет, по нему также будут грустить. И не только тосковать, но и призывать к реабилитации неких «ценностей». А почему нет? Как не тосковать по «богоизбранной державе», если даже по «колыбели мирового коммунизма» — и то умудряются почти что лить слёзы.
И тоже можно будет собрать статистику о тоскующих. И в ней также, как обычно, будет некая генеральная совокупность. Не знаю, из каких людей она будет состоять. Знаю одно — меня в списке ностальгирующих точно не будет.
Как нет и сейчас.
Государство заботилось о своих гражданах — и думало вместо них
Единственное, чем власть обеспечивала граждан — это мыслями, которые она старательно вкладывала в голову каждому буквально с рождения. Пожизненный контроль за гражданами был поставлен на конвейер лучше, чем выпуск холодильников.
В 7 лет ребенок становился октябренком, потом — пионером, потом — комсомольцем. В школах обсуждали, как должны вести себя советские дети, устраивали политические лекции. Взрослые вступали в партию, на работе проводились собрания, на которых сотрудники разбирали поведение друг друга. На рабочем месте за идеологию отвечал парторг, который занимался пропагандой и следил за идеологическим воспитанием коллектива.
Зло никогда не признает себя злом, оно будет прикрываться фотографиями счастливых детей, улыбающихся в усы вождей и красивыми лзунгами о свободе. Сталин с плакатов любил детей, а реальный Сталин убил миллионы их родителей, оставив детей сиротами.
Само страшное зло творится не на войне или в лагерях — там мы видим лишь итог зла. Самое страшное зло происходит в кабинетах, и его совершают ухоженные чиновники в дорогих костюмах (или в простых солдатских шинелях).
Это главное зло, в отличие от грабежей на улицах города, сложнее обнаружить и очень сложно наказать — потому что у него власть. Проще бороться с ним тогда, когда оно только зарождается.
Часто злодеи не замечают, как начинают становится такими, потому что поначалу их зло маленькое: они проходят мимо кражи, берут маленькие взятки (а куда деться? не мы такие — жизнь такая), и когда остаются безнаказанными, чувствуют свою неуязвимость и переходят к большому злу: крышуют воровство из бюджета, согласовывают незаконные стройки, назначают друзей на должности.
Поэтому когда мы не обращаем внимания на маленькое зло и позволяем ему существовать, то сами открываем дорогу бОльшему злу, которое рано или поздно перерастет в большОе. Если сегодняшние коррупционеры останутся безнаказанными, то помогут вырасти очередному огромному злу, не замечать которое уже не получится, и от которого пострадает вся страна.
В СССР все было: еда, одежда, обувь
И было специальное слово, которое обозначало покупку всех этих товаров: «достать».
В СССР не покупали хорошую одежду и обувь — ее доставали. Потому что нормальная одежда и обувь в магазинах не продавались. Нужно было проявить определенные предпринимательские способности, чтобы приобрести приличную рубашку или юбку.
Спроси у бабушек и дедушек, они должны хорошо помнить огромные очереди, которые занимали за день (отсюда и возникло понятие «записаться в очередь»), «выброшенные» товары, стояльщики в очередях, закрытые магазины для элиты, в которых всегда все было, распределение товаров через место работы (например, автомобили), блат и товары из-под полы. А джинсы, жвачки или импортная техника вообще стали фетишем части советских жителей — их нельзя было достать. Даже рыбный день — когда в советских столовых вместо мяса была рыба — ввели из-за дефицита мяса в стране.
Экономическая политика СССР была примитивной. Коммунистам повезло, что они захватили страну с огромными ресурсами, в которой все необходимое можно было просто взять у природы. Но если нужно было что-то произвести, например, сшить джинсы или выдавить апельсиновый сок, то тут же возникали проблемы. Ты в курсе, что в СССР не было апельсинового сока? Зато была куча рыбы, потому что страна была окружена морями. Если бы морей вокруг не было, и рыба была в дефиците, то партия, скорее всего, запретила бы вспоминать о рыбе.
Но никогда, ни при Сталине, ни при Хрущеве, ни при Путине, этот огромный потенциал не удавалось реализовать. Всегда экономика развивалась только по самому простому пути — торговать сырьем: завалить мир рыбой, зерном (в основном украинским), нефтью и газом (на первых порах тоже украинскими).
В СССР у всех была работа…
Всеобщая занятость обеспечивалась принудительным направлением на работу после ВУЗа и статьей за тунеядство.
Тунеядцами тогда называли тех, кто нигде не работал и «жил на нетрудовые доходы». Сейчас их назвали бы предприимчивыми людьми, а тогда бросали в тюрьму.
Когда руководить страной стал Андропов, милиция начала устраивать рейды по ресторанам и магазинам в рабочее время — она отлавливала всех трудоспособных, которые там находились, и сообщала на работу о прогуле. А если ты не работал больше 4 месяцев, то мог отправиться на общественные работы или в тюрьму.
Представляешь, если завтра ты зайдешь в 12:00 дня в кафешку за стаканом любимого смузи, а тебя за это полиция отправит в тюрьму?
Ретроспективное изобилие
Восприятие брежневской эпохи во многом определили личные воспоминания. Ностальгия охватила поколение тех, чье детство и юность совпали с «длинными семидесятыми», и даже тех, кто родился на излете существования СССР. У большинства участников движения «народной музеефикации» было относительно благополучное детство, что, несомненно, накладывает отпечаток на восприятие эпохи.
Вещи, все то, что окружает человека, влияет на его культурную социализацию. Это своего рода социальный импринтинг, который определяет дальнейшее восприятие действительности. Для части этого поколения советский мир казался странным и притягательным одновременно. В итоге «последнее советское поколение» (говоря словами Алексея Юрчака, автора книги «Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение») стало генераторами народной музеефикации позднего «совка», которая пришлась во многом на 2009–2012 годы. И если раньше советская повседневность выглядела как бедная красками и вещами, то в этих экспозициях она более чем живописна и разнообразна.
Пространство музеев советской повседневности отчасти напоминает блошиный рынок, перенасыщенный свидетельствами эпохи — от школьных тетрадей до автомобилей. Но создатели таких экспозиций не только реабилитировали советскую бытовую культуру. По сути, они писали неофициальную историю или, по крайней мере, противопоставляли ей свой нарратив.
СССР: истоки ностальгии
Достаточно внять ряду комментов, случайно выразивших правду. «Эх, здорово жили!» или «Да, были времена!» и прочие «как в детстве побывал» и «прям прослезилась». Все эти вырвавшиеся эмоции более чем наглядно иллюстрируют истинное положение вещей.
Они грустят не по режиму. Не по СССР. Они грустят по детству. По тем временам, которые ушли и никогда не вернутся. А СССР в данном случае не более, чем просто антураж. Никто и не задумывается, насколько их детство могло быть лучше при другом режиме. Элементарно лет через 20, в довольно сытых и мирных нулевых.
Грусть по стране в данном случае — не грусть по режиму. Это ностальгия по тогдашней своей жизни. Которая, как водится, через годы выглядит гораздо лучшей, чем являлась на самом деле.
Повторюсь — я никоим образом не претендую на Глас Высшего Разума. Но картина получилась такой. И она имеет право на существование.
Кризис старшего переходного возраста
Книжные полки магазинов завалены литературой для подростков и их родителей. Литература рассказывает первым — что делать со своим стремительно меняющимися телом и психикой, вторым — как общаться с человеком в переходный период. Но мало кто задумывается о том, что кризис переходного возраста настигает человека не единожды. И едва ли не большим ударом становится тот, который люди переживают на закате жизни.
Основные возрастные кризисы периодов зрелости по теории психоаналитика Дэниэля Левинсона:
- переход к ранней взрослости (17–22 года);
- переход 30-летия (28–33 года);
- переход к средней взрослости (40–45 лет);
- переход 50-летия (50–55 лет);
- переход к поздней взрослости (60–65 лет).
Переходные периоды становятся стрессовыми, так как цели, ценности и образ жизни подвергаются пересмотру и переоценке. Согласно другому исследователю психологии, Эрику Эриксону, в возрасте около 65 лет человек анализирует прожитую жизнь. Если он понимает, что прожил годы непродуктивно и не добился успеха, наступает отчаяние. Если кризис идентичности проходит гладко, человек принимает и благодарит прошлое, это позволяет ему без страха приближаться к окончанию жизни.
Но как принять изменения в собственном теле, которое внезапно начинает подводить? Какие физиологические, психологические и психические проблемы подстерегают людей старшего возраста? Все эти вопросы становятся для человека тем актуальнее, чем ближе выход на пенсию. Только задавать эти вопросы зачастую некому.
А что вам ещё нужно, старики?
Припечатанные позорным термином «возраст дожития», пенсионеры добровольно замыкаются в своём маленьком мире. В нём остаётся место лишь семье, нескольким друзьям, чьи ряды редеют с каждым годом.
И даже со стороны этого ближнего круга пожилые сталкиваются с тем, что можно назвать объективацией старости. Помощь старикам в российском обществе воспринимается в первую очередь как забота об их здоровье, об их теле: приобрести лекарства, принести продукты, сменить памперсы, отвести к врачу, запереть дома, чтобы они не заразились каким-нибудь вирусом или не сломали шейку бедра на прогулке.
Старт рефлексии
Любопытно, что ностальгия позднесоветских поколений по периоду застоя способствовала рефлексии, более взвешенному осмыслению той эпохи. В середине 2000-х произошел резонанс — или встречное движение. С одной стороны, о прошлом размышляли самые обычные люди (сначала в многочисленных сообществах в живом журнале, затем в блогах, на сайтах и пр.), с другой — ностальгией всерьез заинтересовался академический мир: историки, социальные антропологи, культурологи. Стало ясно, что этот феномен обществу необходимо изучать, с тем, чтобы понять и осознать себя. И при этом, по возможности, отказаться от идеологических клише.
В России поначалу выходили, скорее, журналистские материалы, особенно вокруг ностальгического потребления — например, открытия ресторанов в советском духе, использования квазисоветских брендов. Стало очевидно, что идет волна материализации ностальгии. Но она началась за три-четыре года до этого, когда люди разных профессий — журналисты, предприниматели, инженеры — вдруг по собственной воле решили собирать вещи и открывать в приобретенных для других целей домах, квартирах и гаражах музеи, посвященные СССР, и демонстрировать свои коллекции. Развивалась народная музеефикация.
Заключение
Пророчества Эдгара Кейси и Сидика Афгана можно считать сбывшимися в полном объёме, так как в 2010 году В. В. Путин, находясь на посту премьер-министра, заговорил о планах нового объединения бывших республик в Евразийский союз. Следующим шагом стало присоединение (возврат) Крыма в состав Российской Федерации в 2014 году. Конечно, это не будет прежний СССР, ведь дважды в одну воду войти нельзя. Но народы постсоветского пространства уже сделали свой выбор в пользу интеграции.
- В Россию стремятся приехать на заработки, молодое поколение ближнего зарубежья активно изучает русский язык и приобщается к русской культуре. Это всё свидетельствует, что распад Советского Союза хоть и стал свершившимся фактом, но граждане социалистического государства не мыслят своего будущего без России.
- Конечно, возродить Советский Союз во всей его славе не получится, слишком разным стал менталитет у граждан бывших союзных республик. Но создать новый союз с общим рынком, транспортом, координированной промышленностью, единой валютой — вполне реалистичная задача. И над её решением уже трудятся экономисты и политики.
- Пандемия показала, что мир перестал быть глобальным, как раньше. В новых условиях будут цениться крепкие союзы, взаимопомощь и интеграция. Объединение на основе взаимной выгоды — это нечто новое в отношениях между бывшими республиками СССР. Вот именно так и надо выстраивать отношения.