Отказ от перфекционизма
Некоторые люди грешат тем, что начинают стремиться к тому, чтобы всегда и во всем быть первыми. Другие хотят делать все идеально. Это невозможно по определению. Как стать эрудированным, если вы постоянно хотите кому-то что-то доказывать? Для начала следует отказаться от мысли все делать правильно. Ошибки случаются у всех, в этом нет ничего страшного. Иногда даже промахи необходимы для того, чтобы иметь возможность расти над своими проблемами, стараться их решать всеми силами. Только пройдя через специальные испытания, можно понять, чего вы на самом деле стоите, в какую сторону следует направлять свои усилия. Известно, что перфекционисты – самые несчастные люди на свете. Отказ от такой позиции позволит многого достичь, освободиться от внутренних терзаний.
Просматривая фильмы
Те же, кто пренебрежительно относится к художественной литературе, как источнику знаний, в какой-то степени правы: полученные таким образом знания бессистемны и хаотичны. Вы же не знаете заранее, о чем, кроме своего сюжета, решил написать автор в своей книге. Поэтому разнообразные энциклопедии, справочники и научно-популярные книги с журналами дадут возможность быстрее и точнее наполниться знаниями.
А написано их было великое множество. Некоторые довольно быстро устаревают, как, например, справочники про отдельные отрасли промышленности. Те же, в которых изложены базовые вещи, со временем только дополняются и уточняются. Не выросло же у человека за последние 20 лет дополнительной пары рук (хотя было бы неплохо), поэтому сведения про анатомию и физиологию человека в основной массе будут верны.
Кстати, получив возможность прочитать несколько томов энциклопедии для детей, изданной в 1911 году, с удивлением обнаружил там никакого вопиющего несоответствия с теми знаниями, которым учат детей младших классов в современной школе. Очень простым и понятным языком описываются природные явления, климатические зоны, животные и птицы. Но, наверное, тогда эти книги предназначались отнюдь не для детей 6-7 лет.
Те, кто не любят тратить время на чтение, могут сэкономить его и смотреть фильмы и передачи. Не бразильские мыльные оперы, разумеется. Хотя пытливый ум и там сможет обнаружить немало интересного про быт и ментальность жителей далекой Бразилии, на самом деле. Но все равно это слишком большая трата времени для такого мизерного объема полезной информации. А знание истории, когда именно дон Педро полюбил донну Розу вам вряд ли помогут в работе.
На самом деле образовательных фильмов тоже очень много. Десятки фильмов про устройство человека – просмотрев хотя бы часть, можно стать настоящим экспертом не просто в анатомии и физиологии, но также иметь представление о новейших исследованиях в этой области.
Чем хороши фильмы: наглядностью. В них не только рассказывают, но и показывают. И тут же демонстрируют на практике, как это работает. География, геология, экскурсии по городам, отдельные страницы древней и новейшей истории – масса фильмов на любой вкус. Фильмы одной только студии ВВС можно смотреть месяцами.
Стратегия Многое обо всем
Развитие эрудиции с помощью этой стратегии подходит людям любознательным, даже скорее – любопытным. Такой человек обладает неутолимой потребностью выискивать новые для себя знания. Поэтому самое первое, чему следует научиться, реализуя эту стратегию, это умению задавать вопросы. Самые первые эрудиты были, конечно же, древние греки. Именно они стремились организовать процесс познания мира и направлять свой ум по пути раскрытия сути вещей.
Еще в 325 году до нашей эры в своей книге «Вторая аналитика» Аристотель вывел три тезиса, которые и по сей день остаются не оспоренными:
- наше познание складывается из ответов на наши вопросы;
- сколько на свете видов вещей, столько же мы можем поставить видов вопросов;
- познание опирается на четыре основных вопроса – «что», «почему», «есть ли», «что есть».
Ну, а уже наш современник Борис Пастернак, хотя и по другому поводу, произнес: «А мы всё ищем правильный ответ, и не находим нужного вопроса».
Итак, Правило №1 Стратегии «Многое обо всем»: Создавайте копилку своих вопросов.
Для этого:
Придумайте, разработайте, или позаимствуйте готовый план, следуя которому вы будете осваивать новое для себя знание. Например, можно воспользоваться советами еще одного эрудита – древнеримского оратора Цицерона. Он использовал цепочку вопросов для описания ситуации или события. Вот она:
- кто (субъект);
- что (объект);
- чем (средство);
- почему, зачем (цель, причина);
- как (способ);
- когда (время);
- где (место).
Придумайте, разработайте или позаимствуйте готовую типологию вопросов, которая поможет вам выявлять новое для вас знание целенаправленно. Возвращаясь ко «Второй аналитике», можно воспользоваться советами Аристотеля и разделить вопросы на:
- вопросы существования (возможно ли, чтобы существовала такая вещь или явление?);
- вопросы обладания качествами (какими качествами, свойствами, характеристиками может обладать данная вещь, или событие, или явление?);
- вопросы принадлежности (принадлежит ли предмету определенное качество или свойство?);
- вопросы причинности (какая причина лежит в основе явлений и процессов?).
Правило 2: Учите наизусть цитаты умных людей. Цитирование – это в целом демонстрация культуры ума, а не только требование к ученым, нарушение которого жестко карается обвинениями в некорректном заимствовании. Вовремя сказанная и уместно подобранная цитата выполнит для вас три полезные функции:
- поможет отстоять свою позицию в дискуссии (как правило, с великими людьми не спорят);
- позволит глубже понять принципы и закономерности (серьезные цитаты можно назвать квинтэссенцией, «выжимкой», знанием, выраженным в предельно сконцентрированной форме);
- наконец, покажет, что вы на правильном пути к тому, чтобы ваши собеседники признали вас эрудитом (ваше цитирование будет служить для окружающих надежным подтверждением того, что вы читаете серьезную литературу).
Надо ли говорить, что заучивание слов из сборников афоризмов с названием типа «Мудрые мысли всех веков и народов» не сделает вас эрудитом? Эрудит заучивает цитаты из их первоисточников — книг, которые он сам лично прочел.
Правило 3: Учите наизусть исторические даты
Эрудит – тот, кто легко и уверенно разместит исторические события, год важного научного открытия или создания шедевра на условной линии времени. Для него не составит труда разъяснить, что Фирдоуси написал свою поэму «Шахнамэ» на 300 лет раньше, чем появилась «Божественная комедия» Данте, а Шекспир начал творить спустя 300 лет после Данте Алигьери. Знание исторических дат не только структурирует прошлое и помогает расставлять исторически важные события в хронологическом порядке, но и помогает выстроить системную картину мира от прошлого к настоящему
И тогда вопрос «Участвовал ли Суворов в Первой мировой войне?» будет вызывать у вас откровенный смех
Знание исторических дат не только структурирует прошлое и помогает расставлять исторически важные события в хронологическом порядке, но и помогает выстроить системную картину мира от прошлого к настоящему. И тогда вопрос «Участвовал ли Суворов в Первой мировой войне?» будет вызывать у вас откровенный смех.
Гуляя по интернету
Ну и, конечно же, наш излюбленный способ получения информации – интернет. В нем можно найти практически все вышеперечисленное. Желаете книги – пожалуйста, литературные сайты в огромном количестве. Хотите читать их, не теряя время? Без проблем, можно купить или скачать аудио-книги.
Не хотите смотреть фильмы по телевизору в неудобное для вас время? К вашим услугам видеосайты и YouTube, на котором можно найти все и еще немножко. Виртуальные журналы за любой месяц и год, которые уже не продаются в бумажном варианте. Не говоря уже про онлайн-энциклопедии, причем, не только о науке и технике: сейчас можно найти массу разных Вики про популярные компьютерные игры, современные технологии и множество других тем, поисковик вам в помощь.
Рассматривает вроде бы всем известные вещи. Некоторые из них оказываются мифами, некоторые правда. В этом случае авторы объясняют, почему.
Чарльз Форт «1001 забытое чудо или книга проклятых».
На примере собранных необъяснимых фактов показывает, как человек не хочет признавать существование этих вещей. Ну и заодно множество вещей, показывающих, что наш мир – это нечто большее, чем нам представляется.
Эдвард де Бонго «Научите себя думать: самоучитель по развитию мышления».
Отличная книга для саморазвития, если прочитанная и увиденная информация вываливается из памяти, как через дырявое сито. Кстати, все знают, что такое сито? Или уже забыли? Кто сомневается или знал, но забыл – эта книга для вас!
Стивен Джуан «Странности нашего тела»
Написанная очень легким языком, книга рассказывает нам про процессы, имеющие место в нашем организме. Как мы рождаемся и умираем, когда заболевание неизбежно, а при каких условиях его можно избежать, что нужно делать, чтобы не пострадать от несчастного случая и еще масса других интересных фактов.
Билл Брайсон «Краткая история всего на свете».
Эта книга получила премию за вклад в развитие мировой науки, хотя автор всего лишь собирался написать просто и интересно о довольно сложных вещах. Ему это удалось, судя по тому, что в англоязычных странах эта книга стала настоящим бестселлером.
Теперь у вас есть, чем заняться на досуге. А я с вами прощаюсь. До связи!
Посмотрите что думает Миссис Россия 2012 о эрудиции.
https://www.youtube.com/watch?v=mVydzZYHQDk
Другие тесты автора Давайте пройдем тесты
18 марта 2021 71495
Проходили 43236 раз
Кто ты из My Little Pony? Тест
HTML — код
23 марта 2021 37298
Проходили 10379 раз
Тест на умственную отсталость
HTML — код
23 июня 2021 12367
Проходили 2699 раз
Тест: «Какой ты вампир из сериала «Дневники вампира»»?
HTML — код
5 ноября 2021 9486
Проходили 2721 раз
Тест: «Пищеварение»
HTML — код
8 апреля 2021 24929
Проходили 4630 раз
Тест: Какое хобби вам подойдет?
HTML — код
6 мая 2021 12374
Проходили 2360 раз
Тест: «Какой ты цветок?»
HTML — код
11 октября 2021 7904
Проходили 1266 раз
Тест: Индустриализация и коллективизация в СССР
HTML — код
9 декабря 2020 31686
Проходили 7800 раз
Тест на психопатию: ты псих или нет?
HTML — код
16 декабря 2020 29793
Проходили 3113 раз
Тест на времена английского языка
HTML — код
27 апреля 2021 18757
Проходили 2585 раз
Тест: Екатерина II
HTML — код
29 марта 2021 12566
Проходили 2064 раза
Тест: Дворцовые перевороты
HTML — код
22 декабря 2020 47795
Проходили 14315 раз
Тест: Какая ты принцесса из Disney?
HTML — код
2 апреля 2021 5432
Проходили 942 раза
Биологический тест: Бактерии
HTML — код
31 марта 2021 57705
Проходили 8241 раз
Тест на когнитивные способности
HTML — код
2 декабря 2021 1379
Проходили 399 раз
Тест: У Вас женский или мужской тип мышления?
HTML — код
15 января 2021 33508
Проходили 9969 раз
Тест на адекватность
HTML — код
Связь интеллекта с психическими процессами
Человеческая психика – это комплексная структура, поэтому все процессы в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В частности, на интеллект в большей степени оказывают влияние следующие внутренние реалии:
Мышление
Некоторые ученые даже считали эти понятия синонимами. Но это в корне неверно. Мышление – это процесс познания и переработки информации, а интеллект – умение грамотно применить знания в нужный момент. Без мыслительных операций интеллектуальный уровень человека был бы весьма низким.
Воля
Волевые усилия нужны именно для того, чтобы осваивать новый материал, изучать важные книги, доводить мысли до конечного результата.
Память
Умение сохранять, хранить и воспроизводить информацию – неотъемлемая часть интеллекта.
Внимание
Интеллектуальных людей отличает внимательное отношение к окружающему миру. Они способны замечать мельчайшие детали, анализировать и изучать их. Развитие интеллекта тесно связано с совершенствованием внимания человека.
Креативность
Об этой сладкой парочке: интеллект и креативность, писал еще Гилфорд. Под этим термином подразумевается умение человека мыслить творчески, то есть нестандартно, синтезировать оригинальные идеи.
Стратегия Все об одном
Как повысить эрудицию с чего начать, если ваш выбор пал именно на эту стратегию?
Прежде всего, выбрать для себя то пространство знания, в которое вы намерены всерьез углубиться и досконально освоить. И здесь вы оказываетесь «между Сциллой и Харибдой», иными словами между двумя опасностями.
Угроза первая – чересчур широкое поле. Когда кто-то на полном серьезе утверждает, что он знает всю философию, всю историю, всю литературу, это вызывает вполне оправданное недоверие. Другое дело, когда перед вами специалист в области:
- Древней Греции, т.е. знаток ее языка, истории, литературы, наук, философских течений, культуры и религии;
- педиатрии, т.е специалист, досконально изучивший детские болезни, психофизиологическое развитие, нормы и патологии, нормативные документы о детском здоровье, особенности детских болезней в разных странах и в разные периоды истории, латынь, наконец;
- автомобилестроения, т.е технарь, разбирающийся в инженерных вопросах, истории развития, современном состоянии, тенденциях развития, перспективах будущего.
В этом случае, мы признаем, что перед нами человек, глубоко эрудированный в определенной области человеческого познания, носитель серьезных системных и систематизированных знаний, эксперт по самым разным вопросам в сфере своей компетентности.
Правило 1 в реализации Стратегии «Все об одном»: четко определить область своей компетентности.
Недаром говорят, что нет ничего важнее для умного человека, чем понимать, где заканчивается его компетентность и где он с чистой совестью может признать: «К сожалению, в этом вопросе я недостаточно компетентен».
Вторая угроза таится в прямо противоположной позиции: чрезмерное углубление в один узкий вопрос.
Отсюда вытекает Правило 2: Дифференцируйте зоны своей компетентности по глубине ваших знаний.
Для того чтобы определиться с этим, нарисуйте три концентрические окружности:
- первая – то, что составляет ядро ваших знаний;
- вторая – то, что является производным так же, как в математике Y выступает функцией от Х;
- третья – то, что является производным уже от Y, теперь он выступает аргументом и задает предметную область ваших знаний.
Не спешите с определением этих зон. Для начала рассмотрите несколько вариантов, но еще раньше вам придется эти варианты сгенерировать. Поставьте это перед собой как задачу, даже как игру для тренировки своего интеллекта. Заготовьте стикеры трех цветов и решите, какой цвет будет для вас определять ту или иную зону. Например, на синих стикерах вы будете записывать идеи относительно ядра знаний, на желтых — относительно Y, а на зеленых – относительно третьей области.
По мере того, как вам в голову приходит идея, какое из знаний вы намерены освоить, делайте заметки на советующих стикерах. Пусть они повсюду висят у вас перед глазами — на мониторе компьютера или даже на холодильнике. Поглядывая на них, вы по ассоциации будете определять для себя все новые и новые различные направления познания. Через пару недель оцените результат, полученный таким способом. У вас должен получиться индивидуальный план развития своей эрудиции.
Другие тесты автора Давайте пройдем тесты
18 марта 2021 71495
Проходили 43235 раз
Кто ты из My Little Pony? Тест
HTML — код
23 марта 2021 37298
Проходили 10379 раз
Тест на умственную отсталость
HTML — код
23 июня 2021 12367
Проходили 2698 раз
Тест: «Какой ты вампир из сериала «Дневники вампира»»?
HTML — код
5 ноября 2021 9485
Проходили 2721 раз
Тест: «Пищеварение»
HTML — код
8 апреля 2021 24929
Проходили 4630 раз
Тест: Какое хобби вам подойдет?
HTML — код
6 мая 2021 12374
Проходили 2360 раз
Тест: «Какой ты цветок?»
HTML — код
11 октября 2021 7904
Проходили 1266 раз
Тест: Индустриализация и коллективизация в СССР
HTML — код
9 декабря 2020 31686
Проходили 7800 раз
Тест на психопатию: ты псих или нет?
HTML — код
16 декабря 2020 29792
Проходили 3113 раз
Тест на времена английского языка
HTML — код
27 апреля 2021 18757
Проходили 2585 раз
Тест: Екатерина II
HTML — код
29 марта 2021 12566
Проходили 2064 раза
Тест: Дворцовые перевороты
HTML — код
22 декабря 2020 47795
Проходили 14315 раз
Тест: Какая ты принцесса из Disney?
HTML — код
2 апреля 2021 5431
Проходили 942 раза
Биологический тест: Бактерии
HTML — код
31 марта 2021 57705
Проходили 8241 раз
Тест на когнитивные способности
HTML — код
2 декабря 2021 1379
Проходили 399 раз
Тест: У Вас женский или мужской тип мышления?
HTML — код
15 января 2021 33508
Проходили 9969 раз
Тест на адекватность
HTML — код
Как повысить общую эрудицию
Итак, если вы ставите перед собой такую цель, то возьмите на вооружение следующие рекомендации.
В школе и институте вы почти каждый день узнавали новые термины, знакомились с научными понятиями и категориями, рассматривали их в контексте конкретной теории или технологии. Вместе с окончанием обучения прекратился и поток новых слов-символов в ваше сознание. Вы все время пребываете в одном и том же семиотическом пространстве, не давая своему мозгу повода для образования новых нейронных связей, а значит для развития своего интеллекта.
Сами по себе, усвоенные новые слова не делают автоматически человека эрудитом, но ведь следом за новым понятием тянется целая цепочка их родственных связей. Эти связи заново структурируют ваши представления о мире. Чем больше таких связей, тем активнее когнитивная простота мышления сменяется когнитивной сложностью.
Какие конкретные действия стоят за этим советом:
- Поставьте перед собой задачу каждую неделю узнавать и запоминать по 3 новых слова. И не просто запоминать, а использовать их в своей устной и письменно речи.
- Выискивайте и усваивайте слова, которые в разных областях знаний означают разные действия, например, реконструкция здания и реконструкция события. Встретив незнакомое слово, не торопитесь смотреть его значение в словаре. Попробуйте сначала самостоятельно понять, что оно означает, и лишь затем проверяйте правильность своих рассуждений или догадок.
- Читайте техническую и научную литературу и стремитесь не просто понять, что означает тот или иной новый термин, а также, с какими другими понятиями и категориями он связан.
Тезаурус – это ваш индивидуальный словарный запас. Его можно увеличивать за счет практики использования в своей речи синонимов. Синонимами называют слова, отличные по звучанию, но одинаковые по смыслу (примеры: обнаружить и отыскать, исследовать и изучать). Пользуясь синонимами, вы сможете разнообразить свою речь.
Кроме того, синонимы часто означают одно и то же лишь для неподготовленного человека, а эрудит легко объяснит вам разницу, например, между:
- скалой и горой,
- тайфуном и цунами,
- смыслом и значением.
Такое чтение позволит сопоставлять ваше представление о каком-то вопросе с комментариями компетентных специалистов.
В результате, вы получите три точки зрения:
- изложенную в первоисточнике,
- специалиста, разбирающегося в этом вопросе,
- вашу собственную.
Особенно полезны отзывы критического характера, которые помогут вам увидеть уязвимые места в логике автора анализируемой работы, и самому сопоставить две точки зрения. Такое занятие превращает чтение из пассивного потребления информации в умственную работу, которая называется сравнительным анализом.
Разумеется, речь идет о сайтах, разработанных для профи. Там вы не только сумеете расширить свои знания, но и потренироваться с целью развития умственных навыков эрудита:
- построения объективной картины мира,
- критического мышления,
- сравнительного анализа.
Начните писать тексты на определенную тему. Но не бытовую или популярную, а научную или философско-художественную. Письменная речь позволяет структурировать мысли, укладывает их в определенной логике.
Написанный текст является отражением вашего сознания, поэтому вам легче будет определить, в чем вы достаточно сильны и хорошо разбираетесь, а что пока еще остается зоной вашего ближайшего развития.
И пусть это будут не просто книги с занимательными сюжетами. Почитайте описания научных экспериментов, философские рассуждения, серьезную художественную литературу.
Пожалуй, это и будет основной рекомендацией для всех желающих стать настоящим эрудитом.
Как бы ни подтрунивали над эрудитами разные весельчаки, и как бы пренебрежительно ни отзывались о них снобы, эрудиты всегда остаются востребованными и в рабочей обстановке, и в моменты отдыха.
Недаром одна из важнейших ролей в управленческой команде или проектной группе называется «эксперт» — носитель разносторонних знаний, хорошо ориентирующийся в самых разных областях и потому способный подсказать, где именно надо искать ответы на сложные вопросы, которые встают на пути к командной цели.
- Как развить эрудицию
Самое популярное сейчас По оценкам наших пользователей
4 октября 2021 9583
Проходили 3295 раз
Тест: Какая у Вас магия?
HTML — код
28 апреля 2021 9265
Проходили 1301 раз
Тест: Николай I
HTML — код
23 ноября 2021 6246
Проходили 2168 раз
Тест: «Хороший Вы человек или злой?
HTML — код
4 апреля 2021 25358
Проходили 4089 раз
Тест по биологии: «Клетка»
HTML — код
7 апреля 2021 9132
Проходили 881 раз
Тест: Административное право
HTML — код
16 января 2021 15634
Проходили 2201 раз
Угадай аниме.
HTML — код
21 февраля 2022 1480
Проходили 454 раза
Тест на сколько ты знаешь игру brawl stars в 2022 году
HTML — код
3 марта 2021 17986
Проходили 4617 раз
Тест: Какое ты мифическое существо?
HTML — код
4 февраля 2022 616
Проходили 242 раза
Тест: Насколько Вы высокомерны?
HTML — код
25 марта 2021 29798
Проходили 5124 раза
Тест: «Какой ты покемон?»
HTML — код
3 июня 2021 10828
Проходили 2083 раза
Тест: Пьеса «На дне», Горький М.
HTML — код
1 февраля 2021 45781
Проходили 11727 раз
Тест: Атака титанов
HTML — код
20 марта 2021 18558
Проходили 3413 раз
Тест: Кто ты из мультфильма «Лунтик»?
HTML — код
22 июня 2021 13428
Проходили 2644 раза
Тест: «В чем ваш талант?»
HTML — код
3 февраля 2021 36142
Проходили 7398 раз
Тест: Кто ты из Undertale?
HTML — код
1 января 2021 22950
Проходили 2326 раз
Угадай фильм по смайликам
HTML — код
Показать еще больше
Суть понятия
Впервые интеллект и его составляющие описал немецкий ученый Вильгельм Штерн в начале XX века. Затем появилось множество шкал и методик для диагностики умственных способностей, знаменитый тест IQ, – в том числе.
Нельзя приравнивать это понятие к познавательным, умственным способностям. Они являются лишь рабочим инструментом интеллекта.
Наиболее развернутую модель для этого термина предложил американский психолог Джой Пол Гилфорд. По его мнению, интеллект включает в себя 120 факторов.
Все они могут быть классифицированы по трем показателям:
- содержание (мыслительная работа человека);
- операции (способ переработки информации);
- результат.
Развитие интеллекта возможно, если осуществлять работу по всем этим пунктам. Однако в обычной жизни у человека может быть множество идей, которые он всячески анализирует, но в жизнь реализовать не может. Просто у него нет навыка для этого
Здесь очень важно знание как повысить свой интеллектуальный уровень по всем направлениям. Но об этом чуть позже
Можно ли развить интеллект во взрослом возрасте
Есть мнение, что «умнеть» надо в юности: дескать, разменивая третий десяток, человек достигает своего потолка; дальше остаётся одна задача — удерживаться на занятых позициях.
Это представление в недавнем прошлом разделяли даже учёные.
К. Грэйс, автор учебника «Психология развития» («Питер», Санкт-Петербург-Москва-Харьков-Минск, 2000), пишет:
Наблюдения, которые проводились в 20 веке по методу лонгитюда (то есть, долгосрочные эксперименты) показали, что после окончания университета человек имеет более чем реальные шансы повысить собственный интеллектуальный уровень.
«Но как же физиологические изменения?», — спросят читатели samorazwitie.ru. Психомоторные реакции у молодого парня, скорее всего, будут протекать гораздо быстрее, чем у его дедушки.
Дело в том, что эффективность работы ума не сводится к биологическому потенциалу нервной системы.
Р.Кеттел и Д.Хорн выделяли два типа интеллекта — «текучий» и «кристализованный». Текучий — это базовые способности, позволяющие познавать новое (запоминание, восприятие связей между объектами и др.). Он склонен ослабевать с возрастом. Кристаллизованный интеллект — накопленный объём знаний и опыта — нарастает с годами и компенсирует снижающуюся скорость мышления.
Со скоростью, к счастью, тоже всё не столь примитивно.
Человек, который постоянно практикует интеллектуальные умения, обрабатывая многоплановую информацию разными методами, не становится менее обучаемым. Ему одновременно удаётся сохранять ясность мысли и оперировать накопленным багажом готовых данных.
Великие открытия — особенно в гуманитарной сфере — были сделаны не 20-летними, а 40-50 или даже 70-летними учеными.
Воодушевляющий пример. Знаменитый физиолог И.П.Павлов умер в 86 лет. За год до смерти (!) он упоминал в письме к И.М.Майкову: «До сих пор я не допускаю изменений в распределении и размере моих занятий». Даже в последние часы жизни академик сумел удивить коллег. Уже забывая слова, он возбуждённо твердил: «Позвольте, но ведь это кора, это кора, это отек коры!» Как выяснилось позже, диагноз был абсолютно верным.
См. также другой мой пост на тему интеллекта: Справедливо ли подтрунивают над блондинками?
Путешествия
Ничто не дарит такой поток вдохновения, как возможность посмотреть окружающий мир. Чем больше человек направляет усилий на то, чтобы путешествовать, тем больше нового о себе, об окружающем мире он может узнать. Если вы тоже размышляете над тем, как стать эрудированным и интеллектуально значимым, то необходимо начать расширять собственные горизонты. Путешествия невероятно обогащают наш внутренний мир, способствуют приливу сил, высвобождению созидательной энергии
Человек начинает верить в появившиеся возможности, хочет сделать что-то важное, постоянно развивается
Таким образом, если индивид всерьез обеспокоен тем, как стать эрудированным и интеллектуально развитым, он должен обязательно найти время на то, чтобы заняться собственной жизнью. Без этого невозможно достичь значимых результатов, успешно состояться во многих начинаниях. Эрудиция выручает не только в общении, она еще помогает значительно поднять самооценку. Каждый человек нуждается в том, чтобы заниматься собственным развитием, уделять достаточно времени и внимания имеющимся способностям. Только так можно полноценно двигаться вперед, чувствовать радость жизни и осмысленность каждого совершенного выбора.
Как повысить эрудицию
Специально стать начитанным невозможно, но тут главное — начать. Взрастить в душе хотя бы одну пламенную страсть. У каждого она может быть своя. Примеры здесь приводить бессмысленно. Главное – интересоваться чем-то всей душой. Нетерпеливые читатели спросят: «Повышение эрудиции возможно?» Ответ: «Да». Но только в том случае, если человек любит знание бескорыстно, а не для того, чтобы достичь посторонних целей.
Например, подросток хочет нравиться девушкам, поэтому с тошнотворной скрупулезностью изучает бессмертные творения Пауло Коэльо, чтобы о чем-то с барышнями говорить, верне, чтобы затеять беседу, конечно, непринужденную. Вот из такой эрудиции вряд ли что-то выйдет. Потому что человек не одержим страстью к познанию.
Итак, эрудиция стоит на трех китах:
- Любви к развитию.
- Любви к чтению.
- Любви к познанию без всякой цели.
Последний пункт нуждается в пояснении. Если познание имеет определенную цель, то она рано или поздно себя исчерпает, а эрудит – это человек, впитывающий знания ради удовольствия. Эрудиция – это род интеллектуального гедонизма
О последнем факте важно помнить
Что такое IQ
В 1912 г. немецкий психолог Вильгельм Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» — IQ. Его определяют с помощью различных тестов с заданиями по нарастающей сложности. Среднее значение равно 100. Значение 70 квалифицируется как умственная отсталость.
Под интеллектом подразумевается не объем знаний, накопленных человеком, а его способность запоминать и анализировать новую информацию, а также уметь ею воспользоваться для решения последующих задач.
Американка Андреа Кушевски — врач-консультант и специалист в области поведенческой терапии. Она работает с детьми, страдающими аутизмом, у которых нарушены когнитивные способности. Одним из ее первых пациентов был мальчик с задержкой психического развития: его IQ свидетельствовало о незначительной умственной отсталости. После трех лет обучения чтению, математике, навыкам игры, коммуникации по разработанной ею методике его IQ составило 100. Такие же успехи в развитии интеллекта наблюдались и у других детей с когнитивными расстройствами, с которыми проводились занятия.
Следовательно, если дети с проблемами в обучении могут стремительно развиваться, то среднестатистическому человеку, не имеющему таких проблем, как говорится, и карты в руки.
Андреа Кушевски сделала следующие выводы:
- интеллект поддается тренировке;
- чем больше его тренировать, тем лучше будет результат;
- развить интеллект под силу каждому, независимо от уровня его первоначальных способностей.
Образование и эрудиция: соотношение понятий
Образованный человек может быть эрудитом, но образование не всегда предполагает широкую и глубокую эрудированность. Например, есть инженер-конструктор, и он знает все о своей работе, но почти ничем не интересуется, кроме нее, потому что остальной мир не имеет к нему никакого отношения. Кто может сказать, что инженер-конструктор человек темный и необразованный? Никто. Однако его вряд ли можно назвать эрудитом.
Так что же такое эрудиция? Это – широкая осведомленность о разных областях знания. Как мы уже поняли, эрудиция может быть глубокой и неглубокой. Основная особенность в том, что она нарабатывается человеком самостоятельно, путем самообразования, т.е. чтения книг. Эрудиция и начитанность — почти синонимы.
Если оставить в стороне людей пишущих (писателей, журналистов и филологов), для которых книжная образованность служит необходимым инструментом для работы, то в остальных случаях эрудит – это подвижник неутилитарного знания, которое, возможно, ему совершенно не нужно в каждодневной деятельности. Чтение книг и автоматически набираемая эрудиция – это только способ разбавить прозу жизни.
Закругляя тему образования и эрудиции, нужно сказать: человек с образованием не всегда эрудит, но эрудит – это всегда образованный человек.
Как узнавать больше
Проявляйте любопытство
Эрудитами никогда не движет желание произвести впечатление или добиться славы. Обычно они хотят изучить всё, что касается интересных им предметов. Никогда не поздно освоить доселе неизвестную область знаний. Тем более активное обучение улучшает работу мозга, помогает образованию новых нейронных связей и снижает риск развития болезни Альцгеймера в старости.
Развивайтесь в нескольких направлениях
В отличие от узких специалистов, которые живут и дышат только своим предметом деятельности, эрудиты заинтересованы в изучении нескольких областей знания. Исаак Ньютон и Рене Декарт были не только выдающимися математиками и физиками, но также они пытались осмыслить мир, создавая многостраничные философские труды.
Эрудиты, словно дети, погружаются с головой в многочисленные занятия и хобби. Чтобы вернуть способность быть по‑ребячески любопытным, нужно выйти из зоны комфорта, вспомнить о забытых интересах и попробовать то, что давно откладывалось в дальний ящик.
Не перебарщивайте с перфекционизмом
Все мы имеем ограниченное количество времени и энергии, поэтому не всегда стоит стремиться стать экспертом во всех интересующих сферах. Например, человек, который узнает 4000 слов и фраз английского языка, изучит язык на 90%. Тот же, кто выучит 6000 слов и фраз, повысит свой уровень примерно до 97%. Подумайте об этом: дополнительные 2000 слов за 7% знаний, действительно ли вам это нужно (если вы не лингвист).
Ставьте реалистичные цели и следуйте им
Все известные истории эрудиты были людьми неутомимыми и трудолюбивыми. Бенджамин Франклин в начале каждого дня ставил перед собой небольшую цель, а перед сном оценивал, насколько успешно смог достичь её. Разбивайте большие цели на малые, каждый день оценивайте насколько вы были последовательны в своих стремлениях. Успех каждого эрудита – это не удача, взятая с наскока, а результат пронесённой через годы преданности науки и ремеслу.
Обладая эрудицией вы можете быть как привлекательной личностью, так и изобретателем. Исторические примеры доказывают: чем шире кругозор человека, тем больше у него возможностей для совершения прорыва в одной из близких ему сфер деятельности. Эрудированность возвращает человеку утерянное чувство равновесия и гармонии. Всем нам пора сделать первый шаг в сторону от узкопрофильной одержимости к старомодному изучению окружающего мира.
Тест для детей от 8 до 12 лет: проверить эрудицию ребенка просто и легко
Здесь дается 15 вопросов, которые рассчитаны на логику, знания и опыт ребенка.
Тест отлично мотивирует детей узнавать все больше. Он сделан в виде викторины, чтобы школьнику было интересно отвечать и видеть свой уровень развития в результатах.
Друзья, если вы хотите узнать о себе гораздо больше, советую вам пройти еще одно тестирование.
Тестирование включает комплексную диагностику (когнитивный профиль):
- концентрации и переключения внимания;
- вербальной и невербальной логики;
- наглядно-образного мышления;
- вербально-логической памяти;
- кратковременного и долговременного запоминания.
Вы определите (личностный профиль):
- тип мышления и уровень креативности;
- ведущий стиль деятельности;
- способность к саморегуляции;
- тип личности со всеми его особенностями.
Подойдет широкому кругу пользователей: подросткам старше 14 лет, взрослым и пожилым людям.
Для прохождения не нужны специальные знания, проверка проходит в игровой и тестовой форме.
Продолжительность: 30–40 мин.
Стоимость: 990 руб.
Кто такие Викиум и почему они молодцы, вы можете прочитать в специальном нашем обзоре.