Какой шрифт является наиболее безопасным для органов зрения?

Выбор гарнитурыСкопировать ссылку

Хороший тонСкопировать ссылку

Рано или поздно вам придётся выбрать, какую гарнитуру использовать. Выбор шрифта — это в основном вопрос вкуса, но, так как каждый шрифт имеет свои качества и требования (или ограничения), выбор шрифта приводит ко множеству визуальных и технологических последствий. Веб-шрифты сейчас представлены большим спектром гарнитур, так что поиски подходящей становятся очередной проблемой.

Шрифт с засечками или без?Скопировать ссылку

Обычно выбор стоит между шрифтами с засечками и без. Это сложный вопрос сам по себе, но есть простое правило, которое может помочь: «Шрифт с засечками — священник, без засечек — хакер». Один не лучше другого, но, по разным причинам, шрифт с засечками имеет более авторитарный оттенок, в то время как шрифт без засечек кажется более демократичным. Заметьте, что это пять тысяч лет истории типографики, пересказанные в двух небрежных строках, так что не воспринимайте их слишком серьёзно.

Множество людей до сих пор думают, что для экранной типографики задавать вопрос «с засечками или без» бессмысленно. На самом деле, всё не так просто. Вопреки всеобщим убеждениям, оба этих начертания будут хорошо смотреться, если выбрать размер основного текста больше 12 пикселей. Антиква меньше 12 пикселей отрисовываются недостаточно чётко, к тому же на современных мониторах 12 пикселей определённо мало (и это отсылает нас ко второму пункту).

Em — относительный размер шрифта

Если неохота считать проценты или нужно, чтобы шрифт точно был в 2 раза больше или в 0,7 раз меньше обычного шрифта, используют em. Это то же самое, что проценты: — это как .

Так же, как и с процентами, em — это относительные значения. Всё зависит от родительского элемента. В этом примере родительским элементом был общий размер для всей страницы, заданный в body{}. Но что, если мы вложим с помощью блоков абзацы друг в друга?

Размеры в эмах удобно использовать для вёрстки разных иерархических элементов, где каждый вложенный уровень должен по размеру быть меньше предыдущего. Чтобы каждый раз не считать размеры вручную, можно использовать одно и то же значение в em — а браузер сам уменьшит шрифт пропорционально вложенности.

Em считается относительно текущего размера шрифта и пересчитывается при изменении размеров родительского шрифта. Это можно использовать для адаптивной вёрстки.

Кроме em есть ещё rem — она считает размеры шрифта только относительно тех, которые заданы в блоке стилей html{}. Если этого блока нет или в нём ничего не написано — rem посчитает размер шрифта от стандартного значения в браузере. Отличие от em в том, что даже при вложенности друг в друга все значения будут считаться не относительно предыдущего блока, а относительно значения в html{}.

Где брать шрифты.

Шрифты гугл для сайта

Для начала разберемся где брать шрифты для сайта. Сайтов со шрифтами много. Есть как платные, так и бесплатные. Но я рекомендую начать с бесплатных от Google. Для этого необходимо посетить соответствующую страницу http://google.com/fonts/. Ресурс на английском языке, но интерфейс простой и разобраться не сложно.
Если ваш сайт на русском языке, то нужно отфильтровать шрифты с кириллицей. Делается это в левой части экрана.

Как использовать google шрифты и добавить их на сайт

Понравившийся шрифт необходимо подключить к вашему сайту. Для того чтобы браузер посетителя знал какой шрифт вы используете и где его взять. Есть несколько способов, я использую следующий вариант.
К примеру, для шрифта Amiro в начале CSS файла стилей вашего сайта делаем следующую запись:

@import url(https://fonts.googleapis.com/css?family=Arimo&subset=latin,cyrillic);

А в свойствах элемента, который вы хотите отобразить этим шрифтом (пусть это будут все заголовки H1, H2, H3, H4, H5, H6), пишете следующее:

h1, h2, h3, h4, h5, h6 {
font-family: 'Arimo', sans-serif;
}

Если не разобрались, то просмотрите оригинальную документацию по использованию шрифтов от Гугла — https://developers.google.com/fonts/docs/getting_started

Инвентаризация шрифтов

Третий, и наиболее важный шаг в оптимизации – оставить только нужные шрифты. Инвентаризация шрифтов (удаление неиспользуемых на сайте или максимальная обрезка используемых и фактически используемых символов). Также нужно выбрать не только шрифты, но и их варианты (обычный, курсив, полужирный).

Оптимизация размера шрифтов состоит из трех базовых вещей: обеспечить обратную совместимость, включить сжатие и устранить неиспользуемые глифы. Перед проведением оптимизации конкретных файлов нужно пересмотреть набор используемых нестандартных шрифтов и оставить только те, которые реально нужны для сайта.

Требования к воспроизведению текстовой информации на экране

1. Введение

2. Характеристики
восприятия информации

3. Текст

3.1 Плотность и размеры текстовой информации

3.2 Верстка текста

3.3 Размер шрифта

3.4 Гарнитура шрифта

3.5 Начертание шрифта

3.6 Регистр букв

3.7 Динамическое отображение текста

4. Особенности выбора
цвета

4.1 Цветовое восприятие человека

4.2 Принцип функционального соответствия

4.3 Принцип физиологического соответствия

4.4 Принцип эмоционального соответствия

4.5 Рекомендации по использованию цвета при формировании
оконного интерфейса

5. Выводы

1. Введение

Чтение утомляет глаза и
может испортить зрение, поэтому для книг, а в особенности для учебников, давно
существуют гигиенические стандарты, которые определяют размер и рисунок шрифта,
расстояние между строками, яркость букв и белизну страниц. Иногда по тем же
правилам оформляют электронные учебники. Это решение, принятое, безусловно, из
благих побуждений, на самом деле ошибочно , потому что наше зрение при
чтении с экрана испытывает совсем иные нагрузки, нежели при чтении с листа.

Чтение с экрана требует
повышенной концентрации внимания и интенсивной умственной деятельности.
Человеческий глаз приспособлен рассматривать предметы в отраженном свете, и наблюдение
светящегося объекта противоречит самой его природе.

Одним из самых главных
недостатков чтения с экрана является то, что разрешение на мониторе значительно
ниже, чем у текста, напечатанного на бумаге. Из-за этого буквы кажутся
несколько неровными. А также исключительно негативную роль, как с точки зрения
производительности, так и осознания и запоминания информации играет мигание и
дрожание строк текста.

Эти и некоторые другие
особенности делают чтение с экрана дисплея довольно утомительным занятием.
Поэтому для электронного текста должны быть свои гигиенические стандарты,
определяющие оптимальные размеры текстовых блоков, интервалы между строками и
словами, выбор удобочитаемого шрифта и цветовых решений, соответствующих
особенностям восприятия человека. Эти и другие аспекты оформления текстовой
информации на экране будут рассмотрены в данной работе.

2. Характеристики восприятия
информации

Деятельность человека,
сидящего перед экраном монитора, начинается с приема информации: в его сознании
отражаются свойства воспринимаемого с экрана объекта и формируется его
перцептивный (чувственный) образ. Физиологической основой формирования
перцептивного образа является работа зрительного анализатора. Существует
определенный набор условий , обеспечивающих нормальную работу зрительного
анализатора:

1) яркость объекта должна
лежать в определенных пределах (надежное различие цветовых оттенков возникает
при яркости 175 Кд*м^2 );

2) контрастность
изображения относительно фона должна выбираться с учетом размеров объекта: чем
меньше его размер, тем выше должна быть его контрастность;

3) следует учитывать, что
наибольшую чувствительность глаз имеет к излучению желто-зеленого цвета,
наименьшую — к фиолетовому и красному;

4) размер символа должен
быть согласован с остротой зрения человека; нужно также учитывать, что он
влияет на скорость и правильность восприятия информации;

5) все поле зрения,
охватываемое глазом, можно разбить на три зоны: центрального зрения, где
наиболее четко различаются детали; ясного видения, где можно опознать объект
без мелких деталей; периферического зрения, где предметы обнаруживаются, но не
распознаются;

6) зрительное ощущение
нарастает и спадает постепенно, в сумме это время составляет 0,5 секунды (при
резком действии прерывистого раздражителя возникает ощущение мельканий, которые
при определенной частоте сливаются в ровный немигающий свет — оптимальная
частота сигнала в случае миганий – 3*10 Гц. ).

Чтобы работа с
компьютером была удобной, пользователь при взаимодействии с ней должен ощущать
комфорт (табл. 1).

Таблица 1. Факторы,
вызывающие чувство комфорта

Факторы

Вызываются

Влияют на

Социальные факторы

Психологическим климатом

Эмоциональный комфорт

Физическая эргономика

Аппаратным обеспечением

Физический комфорт

Психологическая эргономика

Качеством разработки программного обеспечения

Умственный комфорт

4.1 Цветовое восприятие человека

Цвет – мощный визуальный
инструмент, его необходимо использовать очень осторожно, чтобы не вызвать
дискомфорта у пользователя ошибочными цветовыми комбинациями. То, что мы видим на
экране монитора, является всего лишь комбинацией трех цветов: Red (красный),
Green (зеленый) и Blue (синий)

Задача дизайнера – сочетать их так, чтобы
работать с разрабатываемым программным средством было максимально комфортно

То, что мы видим на
экране монитора, является всего лишь комбинацией трех цветов: Red (красный),
Green (зеленый) и Blue (синий). Задача дизайнера – сочетать их так, чтобы
работать с разрабатываемым программным средством было максимально комфортно.

Многочисленные
исследования наиболее комфортных сочетаний цветов при выводе данных на экран
дисплея , выявили ряд параметров для оценки качества отображения. Одним из
основных является четкость восприятия цветовых образов (табл. 2-3).

Таблица 2 Восприятие
цветовых образов на ахроматическом фоне

Цвет символов

Цвет фона

Черный

Серый

Белый

Красный

Плохо

Отлично

Хорошо

Синий

Плохо

Плохо

Хорошо

Зеленый

Отлично

Плохо

Плохо

Голубой

Отлично

Плохо

Плохо

Малиновый

Отлично

Плохо

Отлично

Отлично

Отлично

Плохо

Вплоть до последнего
времени считалось, что белый фон малоэффективен по сравнению с другими цветами.
Однако с появлением высококачественных дисплеев, имеющих высокое разрешение,
выяснилось , что работоспособность оператора, считывающего черные буквы на
белом фоне, на треть выше, чем на цветном фоне.

Таблица 3 Восприятие
цветовых образов на цветном фоне

Цвет символов

Цвет фона

Красный

Синий

Зеленый

Голубой

Малиновый

Желтый

Красный

Плохо

Отлично

Хорошо

Плохо

Хорошо

Синий

Плохо

Отлично

Хорошо

Хорошо

Хорошо

Зеленый

Плохо

Отлично

Отлично

Отлично

Отлично

Голубой

Отлично

Отлично

Плохо

Отлично

Отлично

Малиновый

Плохо

Отлично

Отлично

Отлично

Хорошо

Желтый

Отлично

Хорошо

Отлично

Отлично

Отлично

Однако текст на белом
фоне — это стандартный, но не самый лучший вариант , поскольку сильный
контраст цветов влечет дополнительную утомляемость (табл. 4). Избежать этого
можно простым подбором цветовой пары текст — фон.

Таблица 4 Ощущения
человека, вызываемые различными цветами

Цвет

Ощущение пространства

Ощущение температуры

Эмоциональное состояние

Красный

Рядом, близко

Горячо

Беспокойство

Оранжевый

Очень близко

Тепло

Воодушевление

Желтый

Тепло

Бодрость

Зеленый

Отдаление

Нейтрально

Спокойствие

Синий

Отдаленно

Холодно

Успокоение

Фиолетовый

Очень далеко

Холодно

Утомление

Красный

Рядом, близко

Горячо

Беспокойство

Для цвета основного
текста лучше подходит универсальный черный, хотя возможны и варианты
(темно-коричневый, темно-синий и т. д.). Для фона следует использовать мягкие
пастельные тона, причем лучший визуальный эффект дает не сплошная заливка фона
выбранным цветом, а мягкий расфокусированный текстурный фон.

В пределах одного
тематического раздела цвет и текстура фона должны оставаться постоянными для
всех страниц.

Заголовки

Информацию важно организовать так, чтобы даже на ходу пользователь мог легко сориентироваться в приложении и найти необходимое. Для этого используют заголовки — они помогают пользователю быстро понять, что ему нужно

Заголовки должны отличаться от основного текста. Чтобы добиться визуального контраста, можно использовать другое начертание или другой шрифт, с достаточно выраженными отличиями.


Изображение: Skillbox Media

Если вы хотите использовать для заголовков один шрифт, а для основного текста другой, осознанно подойдите к выбору. Вот несколько правил, которые помогут вам подобрать шрифтовую пару:

  • Только у одного шрифта могут быть необычные начертания. Для заголовков вы можете использовать каллиграфию, экспериментальные шрифты, шрифты, сочетающие в себе очень тонкие горизонтальные и толстые вертикальные линии, шрифты с необычными выносными элементами. Но основной текст должен оставаться комфортным для продолжительного чтения.
  • Шрифты должны дополнять друг друга. Хорошо, когда у шрифтов есть одновременно и общие черты, и заметные различия. Например, у них могут быть похожие пропорции, но один из них с засечками, а другой — без.


Изображение: Skillbox Media

Или оба шрифта могут быть без засечек, но с разными пропорциями: вытянутый и округлый.


Изображение: Skillbox Media

Подбирайте пару из одного суперсемейства шрифтов. Например: Roboto Slab для заголовков и Roboto для основного текста, Noto Serif и Noto Sans, PT Sans Narrow и PT Sans. Создатели этих шрифтов сразу делают их так, чтобы они хорошо сочетались друг с другом.


Изображение: Skillbox Media

Если у вас не получается самостоятельно подобрать шрифтовую пару, воспользуйтесь сервисами. Fontpair — галерея вариантов разных шрифтовых пар. Fontjoy — генератор пар на основе Google Fonts.


Изображение: Skillbox Media

Убедитесь, что заголовки не занимают больше трёх строк. Если это произошло — сократите длину заголовков или измените размер шрифта. Иначе текст будет очень трудно прочитать.

iPad

Исход из этого, больше всего различий с заголовками. Поскольку у вас есть рабочая область большего размера, идеальный размер шрифта для основного текста остается прежним, но у вас гораздо больше места для заголовков большего размера.

Поэтому, хотя, некоторые приложения по-прежнему используют заголовки 17pt в стиле iPhone…

На iPad они больше.

В нескольких нативных приложениях используется самый полужирный вес шрифта SF — тяжелый. На мой взгляд, это настоящая «iPad-версия» полужирных заголовков на iPhone, но Apple странно непоследовательна в ее использовании.

Выше я также указываю неправильную нижнюю панель вкладок приложения «Музыка» (с текстом 17pt). В большинстве нативных приложений для iPad сохраняется размер панели вкладок 10pt в стиле iPhone, но я думаю, что это лучший «перевод» дизайна на экран большего размера.

Итак, в целом, для iPad вы будете использовать множество стилей iPhone, но у вас будет немного места для творчества в заголовках.

Форматы файлов шрифтов

1]TTF (шрифт True Type)

Это основные типы шрифтов, созданные Microsoft и Apple, и поэтому они предустановлены как на компьютерах Windows, так и на iOS. Он состоит из одного двоичного файла, поэтому им легко управлять. Это наиболее часто используемые форматы для файлов шрифтов, и все основные браузеры поддерживают его, но единственная проблема с этим форматом заключается в том, что шрифты TTF не сжимаются, а размер файла довольно велик по сравнению с другими форматами.

2]OTF (шрифт открытого типа)

Можно назвать это улучшенной версией TTF. Этот формат, разработанный Microsoft и Adobe, имеет расширенный набор символов и поддерживается на нескольких платформах. Кроме того, он содержит данные шрифта принтера и данные экранного шрифта в одном компоненте. Вы можете использовать OTF как на Windows, так и на Mac. Формат OTF имеет дополнительное пространство и, таким образом, позволяет хранить до 65 000 символов. Эта функция особенно полезна для дизайнеров.

Читать: Загрузка бесплатных шрифтов для логотипов и коммерческого использования.

3]Шрифты SVG

SVG (масштабируемая векторная графика) — это новая версия OTF. Его также называют цветными шрифтами, и он полезен для дизайнеров, которые склонны использовать шрифты, вдохновленные кистью. При разработке шрифтов SVG можно использовать несколько цветов и прозрачностей. SVG — единственный формат файлов, поддерживаемый iPhone и iPad с Safari версии 4.1 или ниже. SVG, однако, не подходит для основного текста, а также в нем отсутствуют подсказки для шрифтов.

4]WOFF (формат открытого веб-шрифта)

WOFF — это в основном OTF или TTF с метаданными и сжатием, поддерживаемыми всеми основными браузерами. Он был создан, чтобы жить в сети. Это результат сотрудничества Mozilla Foundation, Microsoft и Opera Software. Поскольку шрифты сжаты, они загружаются быстрее. Метаданные позволяют включать данные о лицензии в файл шрифта для решения проблем с авторским правом. Это рекомендация консорциума World Wide Web, которая, несомненно, является будущим форматов шрифтов.

Читать: Как установить шрифты в Windows 10.

5]WOFF2

Очевидно, это следующая версия WOFF с улучшенным сжатием. WOFF2 поддерживает почти все популярные веб-браузеры и широко используется веб-разработчиками. Кроме того, он поддерживает спецификации OTF и TTF, а также коллекции шрифтов и вариативные шрифты.

6]EOT (встроенный формат файла OpenType)

Формат файла EOT, разработанный Microsoft, имеет единую структуру EMBEDDEDFONT, которая включает в себя все основные сведения об имени шрифта и поддерживаемых символах, поэтому вам не нужно распаковывать, устанавливать или распаковывать шрифт, если он уже установлен в вашем система.

Это были одни из наиболее часто используемых форматов файлов шрифтов. Сообщите нам, если вы хотите, чтобы мы добавили больше в список.

3.4 Гарнитура шрифта

Выбранная гарнитура шрифта
должна вписываться по своему виду и стилю в общий дизайн интерфейса, и должен
быть хорошо виден и читаем для пользователей . Существует огромное
количество самых различных шрифтов. У каждого отдельного шрифта есть своё
название, причём многие из них существуют в различных вариантах основного вида
и рисунка

Шрифт должен привлечь внимание читателя и помочь ему сосредоточиться
на чтении текста, выделить наиболее важные аргументы. Также следует помнить
различную психологическую нагрузку, которую несут различные гарнитуры :

o  
Шрифты с засечками
сочетают мужскую авторитарность с органичным, гуманистическим стилем, более
притягательным для женщин. Различные исследования показали, что шрифты с засечками
читаются легче на бумаге, так как засечки помогают взгляду передвигаться от буквы
к букве, и буквы при этом не сливаются друг с другом.

o  
Шрифты без
засечек обладают малым эмоциональным зарядом и ассоциируются с практичностью и здравомыслием.
Они являются надежным выбором для тех, кто жаждет гармонии и не озабочен
самовыражением посредством шрифтового оформления.

o  
Гарнитурные
шрифты с большими круглыми буквами «О» и «хвостиками»
воспринимаются как дружественные и «человечные», возможно потому, что
их начертание подражает образу человеческого лица.

o  
Прямолинейные и
угловатые шрифты ассоциируются с непреклонностью, жестокостью; они
характеризуются холодностью, безликостью и механистичностью. В терминах
психоанализа их определяют такие выражения, как «эмоционально зажатый».

o  
Шрифты
рукописного стиля — это попытка передать дружелюбие и близкие отношения. В свое
время эти шрифты использовались банками, желающими избежать ощущения «казенности»
путем имитации в письмах «персональной подписи». Используя рукописные
стили, крупные корпорации ставят задачу казаться более дружелюбными, «близкими
к народу».

o  
Декоративные
шрифты чаще всего их используют, чтобы подчеркнуть новизну, яркость,
индивидуальность. Но, лучше никогда не использовать их в качестве основного
текста: они являются неудобочитаемыми, а так же при этом пропадает их
эффектность.

Для отображения основного
текста обычно используют шрифт небольшого размера.

Такой текст
воспринимается значительно лучше, если используются рубленые шрифты, например,
Arial, Verdana, а не шрифты с засечками (например, Times New Roman). Это
происходит от того, что современные мониторы имеют сравнительно низкую
разрешающую способность, и поэтому для того, чтобы четко отобразить засечки
шрифта размером 10 пунктов попросту не хватает пикселов. С другой стороны,
большинство людей предпочитает читать на бумаге текст, набранный именно
шрифтами с засечками (в подавляющим большинстве книг используется именно такие
шрифты).

Поэтому мы оказываемся
перед лицом своеобразного парадокса. Возможно, этот парадокс разрешится сам
собой, когда мониторы будут улучшены настолько, чтобы чтение с экрана стало бы
таким же быстрым и приятным, как чтение книги.

Как показывает практика
экранной типографии, в основном пользователи используют такие гарнитуры, как
Times New Roman (Образец), Verdana (Образец), Arial (Образец),
изначально имеющиеся в памяти любого ПК. Рассмотрим особенности этих гарнитур.

Шрифт Verdana — самый
популярный шрифт, применяемый при верстке web-сайтов . Он выделяется гигиеническими и
художественными достоинствами. Он рассчитан на воспроизведение с низким
разрешением, прост по рисунку, его пропорции удобны и красивы. Шрифт выглядит
легким, открытым и без труда воспринимается с дисплея.

Шрифт Arial похож на
предыдущий, также не менее популярен, но чуть мельче и уже. Также имеет хорошую
читабельность, если только не использовать его маленьких размеров.

Times New Roman — хороший
шрифт с засечками оптимизированный для вывода текстов на экран. Очень
распространённый и поэтому установлен и применяется по умолчанию во всех
редакторах. Times New Roman хорошо подходит для web-документов, предназначенных
для последующей печати.

Можно использовать и
какой либо из красивых и эффектных декоративных шрифтов (рис.3), но с ними надо
быть осторожными и не забывать о чувстве меры, дабы не повлиять на
удобочитаемость, выводимого на экран, текста .

Рис.3. Пример различных
декоративных шрифтов.

Считается , что использование
в текстах не более двух — трёх разных шрифтов на одной страничке или форме
является наиболее комфортным условием для восприятия информации пользователем.

Font-family — задаем имя шрифта в CSS

Начнем с атрибута стиля font-family с помощью которого можно задать гарнитуру и тип шрифта, которым будет выведен текст html-элемента (например текст заголовка или абзаца p). Синтаксис применения атрибута выглядит так:

font-family: <список имен шрифтов разделенных запятыми>

Список имен шрифтов задается в виде их названий (например Arial, Verdana или Times New Roman). Если имя шрифта содержит пробелы, то его необходимо взять в кавычки. Можно указать несколько наименований шрифтов, разделив их запятыми. В этом случае браузер сначала будет искать первый из указанных шрифтов, в случае неудачного поиска — второй, третий и так далее:

p { font-family: Arial, Verdana, ‘Times New Roman’, san-serif; }

В данном примере браузер сначала будет искать на компьютере пользователя шрифт Arial и если найдет, то отобразит все элементы p этим же шрифтом. Если же Arial на компьютере пользователя не найдется, тогда браузер будет искать Verdana, затем, в случае неудачи — Times New Roman, и так далее. Последним в списке имен шрифтов в данном примере идет не имя конкретного шрифта, а имя целого семейства шрифтов, представляющего целые наборы аналогичных шрифтов.

Таким образом можно задавать целые семейства шрифтов. Таких семейств всего пять:

  • serif — шрифты с засечками;
  • sans-serif -шрифты без засечек;
  • cursive — шрифты, имитирующие рукописный текст;
  • fantasy — декоративные шрифты;
  • monospace — моноширинные шрифты.

Кроме имен шрифтов, свойству font-family можно задать особое значение inherit, которое говорит браузеру, что текст данного элемента нужно отображать таким же шрифтом, как и текст родительского элемента.

Использование заголовков

В нашем примере очень хотелось бы, чтобы название и автор стихотворения были бы выделены. Для этого можно использовать заголовки. У заголовка существуют уровни: H1 – самый первый уровень и, соответственно,  текст, заключенный в контейнер <H1>…</H1>, будет самым большим. Н6 – самый нижний уровень и самый маленький размер текста.

Содержимое тэгов <H1>, <H2>, …, <H6> всегда начинается с новой строки, а после них другие элементы отображаются на следующей строке. Кроме того, перед заголовком и после него добавляется пустое пространство.

У тэгов <H1>, <H2>, …, <H6>  также имеется атрибут.

ALIGN определяет выравнивание заголовка. Параметр ALIGN такие же как и у атрибута ALIGN тэга P.

Сделаем в нашем примере название стихотворения заголовком первого уровня и выравнивание по центру, а автора – вторым уровнем и выравнивание по правому краю.

Пример:

<H1 ALIGN = “CENTER”>
Унылая пора! Очей очарованье!...
</H1>

Результат:

Как выровнять текст

Для выравнивания текст у тэга Р есть атрибут ALIGN. Но не достаточно просто написать <P  ALIGN>. У атрибута должен быть указан параметр. Так атрибут ALIGN имеет следующие параметры:

LEFT – выравнивание текста по левому краю

RIGHT – выравнивание текста по правому краю

CENTER – выравнивание текста по центру

JUSTIFY – выравнивание текста по ширине

Чтобы выровнять название стихотворения по центру необходимо сделать следующую запись:

Пример:

<P ALIGN = “CENTER”>
Унылая пора! Очей очарованье!...
</P>

Замечание

Обратите внимание, что при закрытии тэга его атрибуты не пишутся

Результат:

Самостоятельно сделайте выравнивание  строки «Александр Пушкин» по правому краю.

Начертание шрифта

Перейдем к последнему третьему параметру шрифтов, точнее, к начертанию. Начертание шрифта – это разные варианты шрифта внутри одной гарнитуры, точнее:

  • стиль и
  • насыщенность шрифта.

Самыми распространенными стилями шрифтов являются прямой и курсив. Если пользователь термина «курсив» не знает, то упрощенно он говорит, что использует «штрих с наклоном».

Насыщенность отвечает за толщину штрихов символов. Обычно используют нормальное (обычное) и полужирное начертания. Последнее иногда еще упрощенно называют «толстый шрифт», если не знают терминов «полужирный» или «жирный».

Некоторые гарнитуры могут содержать шрифты светлой (thin), очень светлой (light), жирной (heavy) и сверхжирной (ultra heavy) насыщенности.

Компьютерные программы позволяют применять обычное, курсивное, полужирное и полужирное курсивное начертания шрифтов. В некоторых шрифтах (точнее, гарнитурах) есть все перечисленные начертания, а в некоторых есть только одно начертание, как правило, обычное начертание. На то, как говорится, воля художника, автора шрифта.

P.S. Рекомендую также прочитать:

Распечатать статью

Получайте актуальные статьи по компьютерной грамотности прямо на ваш почтовый ящик. Уже более 3.000 подписчиков

Важно: необходимо подтвердить свою подписку! В своей почте откройте письмо для активации и кликните по указанной там ссылке. Если письма нет, проверьте папку Спам

CSS списки

Списки HTML бывают двух типов — упорядоченные (нумерованные) и неупорядоченные (без нумерации). CSS позволяет изменять символы, цифры или буквы, которые используются для маркировки отдельных элементов списка. Вы даже можете установить свои изображения, в качестве символа списка.

Упорядоченные списки

  • none — без символа
  • disc — заполненный круг
  • circle — круг незаполненный
  • square — квадрат
  • decimal — числа арабскими цифрами: 1, 2, 3…
  • decimal-leading-zero — как decimal, но с дополнительным нулем для цифр от 1 до 9, например. 01, 02, 03
  • lower-latin — маленькие буквы латинского алфавита: a, b, c, d, e…
  • lower-greek — маленькие греческие буквы: α, β, γ, δ …
  • lower-roman — числа римскими цифрами, маленькие: i, ii, iii, iv, v…
  • upper-latin — заглавные буквы латинского алфавита: A, B, C, D, E…
  • upper-roman — числа латинскими цифрами, заглавные: I, II, III, IV, V…

Позиционирование списка

Положение списка может управляться свойством list-style-position. Возможные значения:

  • outside — значение по умолчанию
  • inside — будет задан дополнительный отступ для списка

Использование собственного изображения

Вместо нескольких символов, которые предлагают вам браузеры, вы можете использовать собственное изображение для маркировки списка элементов. Это делается следующим образом:

На месте kartinka.gif поставить название файла, который вы будете использовать.

При такой настройке, изображение может отображаться в несколько ином положении, в зависимости от используемого браузера. Чтобы достичь одинаковый стиль, независимый от браузера, которым пользуются посетители на страницах вашего сайта, вы должны указать фоновое изображение для списка в целом, а для отдельных его элементов:

Список по умолчанию не указывает изображение (list-style-type:none), а свойства padding и margin со значением 0, чтобы не было никаких различий в результатах между браузерами.

Для отдельных элементов списка (li) указывается изображение, которое, конечно, не должно повторяться (background-repeat: no-repeat). С помощью свойства background-position вы можете точно позиционировать изображение, а padding-left требуется для перемещения текста вправо, в противном случае произойдет наложение текста и изображения.

Укороченный стиль для списков

Стили для списков могут быть заданы и с укороченной форме:

Значения в list-style разделяются только интервалом и задаются в таком порядке: type, position, image.

Далее: CSS уроки, 4 часть: блочная модель, рамки, границы, отступы

Post Views:
2 338

Опциональное отображение контента

Возможность сжимать и менять местами элементы, чтобы они уместились на маленьких экранах, — это замечательно. Но это не лучший вариант. Для мобильных устройств обычно используется более широкий набор изменений: упрощенная навигация, более сфокусированный контент, списки или строки вместо колонок.

К счастью, CSS дает нам возможность показывать и прятать контент с неимоверной легкостью.

используется для объектов, которые нужно спрятать.

Пример:

Вот наша разметка:

В главном файле стилей мы меняем ссылки на колонки, т. к. у нас достаточно большой экран, чтобы отобразить весь контент.

style.css (основной):

Теперь прячем колонки и показываем ссылки:

mobile.css (упрощенный):

Если размер экрана уменьшается, можно, например, использовать скрипт или альтернативный файл со стилями, чтобы увеличить белое пространство или заменить навигацию для большего удобства. Таким образом, имея возможность прятать и показывать элементы, изменять размеры картинок, элементов и многое другое, можно создавать адаптивную вёрстку под любые устройства и экраны.

О примерах использования адаптивной вёрстки сайтов вы можете почитать в лучших практиках по реализации адаптивного веб-дизайна.

Адаптированный перевод статьи «Responsive Web Design: What It Is And How To Use It»

Используйте em или px для шрифтов

Единицы (пункт) and (пика)
CSS получил в наследство от печатного дела. Там традиционно
применялись эти и подобные единицы, а не сантиметры или дюймы.
В CSS незачем использовать , пользуйтесь любой
единицей на свой выбор. Но есть хорошая причина
не использовать ни , ни других абсолютных
единиц, а использовать только и .

Вот несколько линий разной толщины. Некоторые из них могут
казаться четкими, но как минимум линии в 1px и 2px должны быть
четкими и видимыми:

0.5pt,
1px,
1pt,
1.5px, 2px

Если первые четыре линии выглядят одинаковыми (либо линия
в 0.5pt пропала), скорее всего вы видите это на мониторе,
не способном отображать точки мельче 1px. Если линии выглядят
возрастающими по толщине, скорее всего вы видите эту страницу
на качественном экране или на бумаге. А если 1pt выглядит толще,
чем 1.5px, то это скорее всего экран мобильного устройства (похоже, последняя фраза описывает ситуацию до правки 2011 года —
прим. перев.)
.

Волшебная единица CSS, , часто бывает удачным
выбором, особенно если нужно выровнять текст с картинками, либо
просто потому, что что-либо толщиной 1px (или кратной 1px) заведомо
будет выглядеть четко.

Но размеры шрифтов еще лучше задавать в . Идея
в том, чтобы 1) не задавать размер шрифта для элемента BODY
(в HTML), а использовать размер шрифта по умолчанию для устройства,
поскольку это наиболее удобный для читателя размер; и 2) указывать
размеры шрифта других элементов в : , чтобы H1 был в 2½ раза крупнее
основного шрифта страницы.

Едиственное место, где можно использовать
(либо или ) для размера
шрифтов — стили для печати, если нужно, чтобы напечатанный шрифт
был строго определенного размера. Но даже там чаще всего лучше
использовать размер шрифта по умолчанию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Люкс-хост
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: