Как яркость и контрастность влияют на проведение неразрушающего контроля

Цветовой контраст

Цветовой контраст — это разница цвета (длины волны) и насыщенности (количества длины волны) между двумя цветами равной яркости.

Несмотря на впечатляющую визуальную иллюзию, с которой мы столкнулись, цветовой контраст играет меньшую роль в обнаружении дефектов, чем яркость. Но так или иначе это важный фактор, который следует учитывать при выборе материалов и освещения для капиллярного или магнитопорошкового контроля.

Однако, как и в случае с яркостью, в неразрушающем контроле самым важным фактором является отличие цвета индикатора от цвета остальной части.

При проведении цветного и люминесцентного методов контроля проявители улучшают цветовой контраст. Они создают яркий белый фон, который отражает значительно больший свет, чем пенетрант, и, следовательно, увеличивает контрастность индикации. То же самое можно сказать и о белой контрастной краске, используемой в магнитопорошковом контроле.

Как яркость и контрастность влияют на проведение неразрушающего контроля

В начале этой статьи вы увидели, как окружающие цвета и яркость могут буквально трансформировать то, что мы видим. На этой фотографии вы можете видеть, насколько лучше видна индикация, когда фон намного темнее флуоресцентной индикации.

Тот же принцип применяется, когда дефектоскописты проводят разбраковку: фон вокруг индикации влияет на способность проверяющего определить индикацию. На левом изображении показан избыток видимого света в области наблюдения, без использования проявителя или белой контрастной краски для уменьшения поверхностного фона.

Подсказки! Используйте их на практике.

   1. Используйте подходящие пенетранты / магнитные частицы

Возможно, возникнет соблазн использовать самые мелкие магнитные частицы или пенетрант с самой высокой проникающей способностью. Однако это может снизить качество контроля: в итоге вы получите светящиеся зеленые части с избытком фона или найдите много лишних индикаций.

Будьте внимательны при выборе расходных материалов для вашей задачи. Это повысит вероятность нахождения всех дефектов

Для пенетрантов важно, чтобы люминесценция пенетранта выдерживала разбраковку:  индикации должны оставаться четкими и яркими. Некоторые пенетранты могут разрушаться под действием тепла (в сушилке) и при сильном УФ-свете (в яркой кабине для УФ-контроля)

Поэтому убедитесь, что у вас есть пенетрант, который предназначен для люминесцентного метода контроля. Это особенно важно, если ваша документация требует более длительного времени высыхания, или если есть время выдержки между обработкой деталей и их разбраковкой.

Для магнитопорошкового метода рекомендуются устойчивые магнитные частицы, которые не будут разрушаться с течением времени. Менее устойчивые материалы будут иметь свой люминесцентный пигмент и вызовут лишний фон, который может скрыть признаки

Также важно, чтобы частицы не скапливались — они формируются в пятна на поверхности, что может замаскировать индикацию

   2. Всегда используйте проявитель или белую контрастную краску

Проявитель и белая контрастная краска помогают усилить контраст при  капиллярном и магнитопорошковом контроле. Используйте проявитель или белую контрастную краску, которая дает ярко-белое,  непрозрачное покрытие. С хорошим проявителем или белой контрастной краской вы не сможете увидеть поверхность детали даже при очень тонком покрытии продукта.

Старайтесь применять тончайший слой проявителя или белой контрастной краски.

   3. Убедитесь, что ваши носитель, очиститель и т. д. подходят для неразрушающего контроля

Убедитесь, что единственный люминесцентный материал — это используемый проявитель или магнитные частицы.

Носители на масляной основе часто флуоресцируют под ультрафиолетовым светом, что автоматически создает фон на поверхности детали и препятствует проверке. То же самое относится к любой добавке или очистителю, которая наносится на поверхность детали.

Неразрушающий контроль — это отрасль с многочисленными методиками контроля и требованиями к ним. Безопасность превыше всего, поэтому все, кто занимается НК, должны четко выполнять инструкции, чтобы быть уверенными, что инспекция проведена корректно. В следующий раз, когда будете проводить капиллярный или магнитопорошковый контроль, подумайте о фоне, яркости и цвете.

Уверены ли вы и ваши проверяющие, что видите все, что нужно найти?

Десять фундаментальных кривых

Ниже мы рассмотрим десять типов кривых. Это тот минимум, которого вам будет достаточно для редактирования практически любой фотографии. Кроме того, усвоив сам принцип работы с кривыми на десяти элементарных примерах, вы сможете в дальнейшем самостоятельно строить кривые любой сложности.

Первые три кривые делают изображение светлее, кривые с 4 по 6 делают его темнее, кривые 1, 5, 7 и 8 повышают контраст, а 2, 4, 9 и 10 его снижают. На практике я чаще всего пользуюсь кривыми 3, 6 и 8, а также различными вариациями на тему этих трёх типов. Эффекты всех кривых кроме 8 и 10 (S-образные кривые) могут быть при желании достигнуты с помощью уровней.

Прошу обратить внимание, что для большей наглядности я намеренно гипертрофирую изгибы кривых. В реальной жизни столь сильные изменения яркости и контраста обычно ни к чему

Зачастую я создаю кривую достаточно агрессивной формы, а затем, изменяя прозрачность корректирующего слоя, добиваюсь нужного мне деликатного эффекта. Кроме того, используя маски слоёв, можно применять к различным участкам изображения кривые различной формы, что порой весьма удобно.

Свойства AHE

  • Размер области соседства является параметром метода. Он представляет собой характерный масштаб длины: контраст в меньших масштабах усиливается, а контраст в больших масштабах уменьшается.
  • Из-за природы выравнивания гистограммы результирующее значение пикселя при AHE пропорционально его рангу среди пикселей в его окрестности. Это позволяет эффективно реализовать на специализированном оборудовании, которое может сравнивать центральный пиксель со всеми другими пикселями в окрестности. Ненормализованное значение результата можно вычислить, добавив 2 для каждого пикселя с меньшим значением, чем центральный пиксель, и прибавив 1 для каждого пикселя с равным значением.
  • Когда область изображения, содержащая окрестность пикселя, довольно однородна по интенсивности, ее гистограмма будет иметь сильный пик, и функция преобразования отобразит узкий диапазон значений пикселей на весь диапазон результирующего изображения. Это заставляет AHE чрезмерно усиливать небольшие количества шума в в основном однородных областях изображения.

2.3. Простейшие методы обработки изображений

Часто в компьютерной графике возникает задача обработки изображений. Обработка,
как правило, заключается в наложении на изображение каких-либо эффектов – это
размытие, резкость, деформация, шум и т. д., а также в регулировке уровня
яркости и контраста.

2.3.1.Яркость и контраст

Яркость и контраст являются субъективными характеристиками изображения,
воспринимаемыми человеком.

Яркость представляет собой характеристику, определяющую то, на сколько сильно
цвета пикселей отличаются от чёрного цвета. Например, если оцифрованная
фотография сделана в солнечную погоду, то ее яркость будет значительной. С
другой стороны, если фотография сделана вечером или ночью, то её яркость будет
невелика.

Контраст представляет собой характеристику того, насколько большой разброс имеют
цвета пикселей изображения. Чем больший разброс имеют значения цветов пикселей,
тем больший контраст имеет изображение.

По аналогии с терминами теории вероятностей можно отметить, что яркость
представляет собой как бы математическое ожидание значений выборки, а контраст
 – дисперсию значений выборки.

Яркость и контраст могут рассматриваться не только для всего изображения, но и
для отдельных фрагментов. Таким образом, возникают понятия локальной яркости и
локального контраста.

Часто требуется изменить яркость или контраст изображения. Рассмотрим функцию,
областью определения и значений которой являются значения цветовых компонент в
модели RGB. Аргументом функции является цвет пикселя исходного изображения.
Значение функции представляет собой цвет пикселя обработанного изображения. Для
изменения яркости/контраста функция применяется для каждого пикселя изображения.

Для нормализации выходных значений функции (они должны принадлежать отрезку , как для каждого компонента модели RGB) используется так называемая
арифметика с насыщением. В арифметике с насыщением при возникновении
переполнений или заёмов фиксируется наибольшее представимое или наименьшее
представимое значения соответственно. Например, если в результате преобразования
оказывается, что значение какого-либо компонента модели RGB меньше 0, то берётся
значение, равное 0. На практике же каждый элемент матрицы изображения с 16777216
цветами представляет собой 24-битное значение, где каждый компонент модели RGB
представлен 8-ю битами. Поэтому вместо интервала используется интервал
.

Если яркость и контраст изображения никак не меняются в процессе преобразования,
то функция имеет график, представленный на рис. 2.12,
а.  Из рисунка видно, что функция в этом случае просто передаёт на выход
значение своего аргумента.

                                                  а                                 
б                                       в

Рис. 2.12. Графики яркости

Яркость для рассматриваемой функции представляет собой сдвиг прямой линии в
вертикальном направлении. Яркость изображения увеличивается пропорционально
сдвигу прямой. Если прямая сдвигается вверх (рис. 2.12,
б), яркость изображения увеличивается, а если прямая сдвигается вниз (рис. 2.12,
в) – уменьшается.

Поскольку используется арифметика с насыщением, то при установке определённой
яркости изображения либо оно полностью окажется засвеченным, либо полностью
затемнённым.

При использовании преобразования контраста прямая линия меняет свой наклон. При
увеличении контраста изображения (рис. 2.13, а)
наклон прямой увеличивается, при уменьшении контраста – уменьшается (рис. 2.13,
б). При этом сдвиг прямой в горизонтальном направлении означает, что помимо
контраста изменяется и яркость изображения.

                              а                                                           б

Рис. 2.13. Графики контрастности

Комбинации наклона и сдвига прямой позволяют одновременно изменять и яркость, и
контраст изображения. Например, на рис. 2.14
представлен график функции, усиливающей контраст и увеличивающей яркость
изображения.

Рис. 2.14. Увеличение яркости и контрастности

Преобразование яркости/контраста может быть применено и к отдельным компонентам
модели RGB, например к компоненту красного цвета. Тогда яркость/контраст будут
изменяться только для красного компонента, а для других компонент они останутся
неизменными. Более того, можно задавать различные преобразования яркости/контраста
одновременно для каждого компонента модели RGB.


Назад |
Оглавление | Домой |
Далее

Основные понятия

Диалоговое окно кривых вызывается с помощью сочетания клавиш Ctrl/Cmd+M, а уровней – Ctrl/Cmd+L. Кроме того, вы можете создавать корректирующие слои кривых или уровней через меню Layer > New Adjustment Layer > Curves (или Levels) или же нажимая на соответствующие пиктограммы в палитре Adjustments.

На графике кривых горизонтальная ось отражает исходные значения яркости пикселей, а вертикальная – те значения, которые вы желаете получить на выходе. Изначально все выходные значения равны входным и кривая представляет собой диагональную прямую, проходящую через две точки, соответствующие чёрному (0; 0) и белому (255; 255) цветам. Вы можете добавить на кривую (точнее, пока ещё прямую) до четырнадцати дополнительных контрольных точек, чтобы придать кривой нужную вам форму. Когда вы тянете точку вверх, то те области изображения, которые соответствуют данному участку кривой, становятся светлее, поскольку значения яркости на выходе превышают значения на входе. Когда же вы прогибаете кривую вниз, выходные значения яркости становятся меньше входных и изображение темнеет. Используя точки в разных местах кривой, вы можете раздельно управлять яркостью светов, теней и полутонов. Лишнюю точку всегда можно удалить, выбрав её и нажав Delete.

Уровни работают схожим образом и по своему эффекту практически идентичны кривой с тремя точками: одна для чёрного цвета, одна – для белого и одна для полутонов. Чтобы сделать изображение темнее или светлее, трёх точек вполне достаточно, но для полноценного управления контрастом требуется не меньше четырёх точек, и кривые в данном случае становятся совершенно незаменимым инструментом.

В основном я буду говорить именно о кривых, как о более гибком и универсальном средстве цветокоррекции, но для тех, кому проще использовать уровни, я покажу, как достигнуть аналогичного эффекта при помощи уровней в тех случаях, где это в принципе возможно.

Цветокоррекция с помощью пипеток

И кривые, и уровни позволяют осуществить базовую автоматическую цветокоррекцию при помощи трёх пипеток: чёрной, серой и белой. Сам я ими практически никогда не пользуюсь, предпочитая настраивать кривые вручную, но вкратце упомянуть о пипетках в данной статье всё же необходимо.

Чёрная и белая пипетки отвечают за точки чёрного и белого цвета соответственно. Серая же пипетка служит для исправления цветового баланса в полутонах.

Выбрав чёрную пипетку и указав на фотографии участок, который, по вашему мнению, должен быть абсолютно чёрным, вы тем самым сместите точку чёрного цвета для каждого из каналов, так, что всем пикселям с яркостью от выбранного вами тона и ниже будет присвоена нулевая яркость. Аналогично действует и белая пипетка, отсекая все света выше заданной точки. Серая пипетка заведует серединой тонального диапазона, приводя яркость отдельных цветовых каналов во взаимное равновесие.

Автоматическое исправление цветового баланса возможно только в том случае, если на фотографии присутствует какой-либо объект, имеющий в реальности нейтральный оттенок: серый, чёрный или белый. Достаточно указать пипеткой на заведомо ахроматический объект, чтобы индивидуальные кривые или уровни для каждого из цветовых каналов приняли такое положение, при котором цветовой баланс всего изображения выравнивается в соответствие с выбранным вами эталоном. Например, если серый пиджак получился на фотографии синеватым из-за того, что человек стоял в тени, то после применения серой пипетки излишняя синева будет нейтрализована по всему кадру и пиджак вновь станет серым, а весь снимок немного потеплеет.

Примечательно, что если вы ткнёте пипеткой во что-нибудь исходно цветное, то это приведёт к нейтрализации данного цвета вплоть до полной ахроматичности и к пропорциональному неестественному искажению всех остальных цветов. Например, если вы укажете на синее небо, оно посереет, а все остальные объекты на фотографии приобретут красно-оранжевый оттенок. Указав на красную розу, вы обесцветите её и окрасите весь снимок в сине-голубые тона. Этот приём вполне легален и может быть использован для достижения необычных художественных эффектов.

Должен отметить, что хотя цветокоррекция при помощи кривых и уровней и способна во многих случаях исправить ошибки баланса белого цвета, тем не менее, изначально правильная установка баланса белого непосредственно при съёмке или в RAW-конвертере является более здравым решением, обеспечивая лучшую цветопередачу и упрощая последующую обработку снимка.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Типы динамического диапазона

Динамический диапазон снимаемой сцены

Какие из самых ярких и самых темных деталей сцены вы хотели бы запечатлеть? Ответ на этот вопрос полностью зависит только от вашего творческого решения. Вероятно, лучший способ усвоить это – рассмотреть несколько кадров, в качестве образца.

Например, на фотографии выше, нам хотелось запечатлеть детали как внутри помещения, так и за его пределами.

На этой фотографии, мы также хотим показать детали и в светлых и в тёмных областях. Однако, в этом случае детали в светлых областях нам более важны, чем детали в тенях. Дело в том, что области светов, как правило, хуже всего смотрятся при фотопечати (зачастую, они могут выглядеть как простая белая бумага, на которой и распечатан снимок).

В подобных сценах динамический диапазон (контрастность) может достигать значения 1:30 000 и более – особенно, если вы снимаете в тёмной комнате с окнами, через которые проникает яркий свет.

В конечном счете, HDR-фотография в подобных условиях – оптимальный вариант для получения снимка, радующего ваш взор.

Динамический диапазон фотокамеры

Если бы наши камеры были способны запечатлеть высокий динамический диапазон сцены за 1 снимок, мы бы не нуждались в методах, описанных в этой и последующих статьях, посвященных HDR. К сожалению, суровая действительность такова, что динамический диапазон фотокамер значительно ниже, чем во многих сценах, для съёмки которых они используются.

Как определяется динамический диапазон фотокамеры?

ДД камеры измеряется от самых ярких деталей кадра до деталей теней, превышающих уровень шума.

Ключевым моментом в определении динамического диапазона камеры является то, что мы измеряем его от видимых деталей области светов (необязательно и не всегда чисто белых), до деталей теней, чётко различимых и не теряющихся среди большого количества шума.

  • Стандартная современная  цифровая зеркальная камера может охватить диапазон в 7-10 стопов (в диапазоне от 1:128 до 1:1000). Но не стоит быть чересчур оптимистичным и доверять только цифрам. Некоторые фотографии, несмотря на присутствие внушительного количества шумов на них, в большом формате смотрятся великолепно, другие же – теряют свою привлекательность. Всё зависит от вашего восприятия. Ну и, конечно, размер печати или отображения вашего фото также имеет значение
  • Диапозитивная фотоплёнка способна охватить диапазон в 6-7 стопов
  • Динамический диапазон негативной плёнки составляет около 10-12 стопов
  • Функция восстановления светов в некоторых RAW-конвертерах может помочь получить дополнительно до +1 стопа.

За последнее время технологии, применяемые в зеркалках шагнули далеко вперёд, но ожидать чудес, всё же, не следует. На рынке можно отыскать не так много камер, способных захватить широкий (по сравнению с другими камерами) динамический диапазон. Ярким примером может служить Fuji FinePixS5 (в настоящее время не выпускается), матрица которой имела двухслойные фотоэлементы, что позволило увеличить ДД, доступный  S5 на 2 стопа.

Динамический диапазон устройства вывода изображения

Из всех этапов цифровой фотографии, вывод изображения, как правило, демонстрирует самый низкий динамический диапазон.

  • Статический динамический диапазон современных мониторов варьируется в пределах от 1:300 до 1:1000
  • Динамический диапазон HDR-мониторов может доходить до 1:30000 (просмотр изображения на таком мониторе может вызвать ощутимый дискомфорт для глаз)
  • Динамический диапазон фотопечати большинства глянцевых журналов составляет около 1:200
  • Динамический диапазон фотоотпечатка на качественной матовой бумаге не превышает 1:100

У вас вполне резонно может возникнуть вопрос: зачем при съёмке стараться захватить большой динамический диапазон, если ДД устройств вывода изображения настолько ограничен? Ответ заключается в компрессии динамического диапазона (как вы узнаете далее, тональное отображение также связана с этим).

Контрасты

Есть два вида контрастов: ахроматический и  хроматический. Точкой опоры для первого вида контраста является изменение светлоты под действием соседних цветов, а для второго – изменение цветового тона. Каждый из них подразделяется на одновременный, последовательный и пограничный.

Ахроматический и Хроматический контрасты

Одновременный контраст

Есть одно общее правило для хроматических и ахроматических контрастов  при одновременном контрасте – на светлом фоне всякий более темный цвет темнеет, на темном фоне более светлый – светлеет.

Последовательный контраст

Это возникновение контрастного цвета на некотором поле или при закрытых глазах после смотрения на яркий свет или цветной объект. Например, посмотрите из глубины комнаты на окно, а потом закройте глаза. В тот момент в зрительном аппарате возникнет образ окна, но цвет и светлота его стекла и оконной рамы будут противоположны цвету и светлоте раздражителя. Это объясняется большим количеством света, а это утомляет сетчатку глаза в светлых местах. Потому при последовательном контрасте сначала появляется темная или чуть светлая зона. Как бы сильно не зажмуривали Вы глаза, через веки проникнет достаточно света, чтобы вызвать раздражение мало утомляемых частей сетчатки и тем самым слабое световое ощущение. Потому-то, при закрытых глазах рама окна кажется светлее. Это и есть пример ахроматического последовательного контраста.

Последовательный контраст

Хроматический последовательный контраст

Явление последовательных хроматических  контрастов возникает из-за утомления подвергшихся раздражению зрительных клеток. Например, смотрим на красный предмет долго. Ответственные за красный цвет клетки начинают уставать. Тут включаются в работу клетки, отвечающие за зеленый цвет. Это для того, чтобы сохранить зрительный баланс глаза. Отсюда иллюзия зеленоватого цвета. И так с каждым хроматическим цветом.

Основные пары хроматических контрастных цветов – красный-зеленый, синий-оранжевый, желтый-фиолетовый, белый-черный.

Основные закономерности хроматического последовательного контраста:

  1. Зрительное изменение цветового тона всегда происходит в сторону цвета контрастного к цвету фона
  2. Более насыщенный цвет вызывает и более сильный контраст в отношении менее насыщенного цвета
  3. Очень сильное освещение делает контраст слабее, а при слабом контраст усиливается
  4. Ощущение контраста длится недолго, ибо глаза устают
  5. Ахроматический контур понижает действие одновременного контраста ( рисованные герои мультиков Диснея или витражные картины)

Два вида пограничного контраста

Концепция

Уловка улучшения локального контраста состоит в том, что повышается «локальный» контраст в малых областях, притом что «общий» контраст при этом сохраняется — и тем самым сохраняется крупномасштабная детальность свето-тени. Это достигается избирательным пересечением отдельных пикселей в гистограмме, чего невозможно добиться, повышая контраст с помощью уровней или кривых.

Локальное улучшение контраста работает аналогично повышению резкости с помощью маски нерезкости, однако в данном случае маска создаётся с использованием более размытого изображения. Так получается маска локального контраста, которая отражает крупномасштабные изменения,в отличие от мелких границ, определяемых при повышении резкости изображения.

Шаг 1: определение переходови создание маски   Шаг 2: повышение контрастав переходах
  Оригинал Оригинал с повышенным контрастом
Размытая копия Маска локального контраста
Оригинал
   
= Маска локального контраста = Итоговое изображение

Примечание: «наложение маски» состоит в пропускании информации об изображении в верхнем слое через маску локального контраста и замене нижнего слоя пропорционально яркости в соответствующей точке маски. Верхний слой не оказывает влияния на изображение в областях, где маска чёрная, и полностью заменяет нижний слой там, где маска локального контраста белая.

Разница между исходным и итоговым изображением зачастую малозаметна, однако она должна показать заметное увеличение чистоты. Чтобы сполна оценить этот эффект, потребуется тщательный анализ изображений. Наведите курсор на «локальное улучшение контраста» и затем на «высокий контраст», чтобы оценить их влияние на изображение:

Оригинал Локальное улучшение контраста Высокий контраст

Обратите внимание на то, как повышается контраст перехода между камнями и грязью, но при этом сохраняется текстура в светлых и тёмных областях. Уделите особое внимание грязи между камнями и тому, насколько тёмной становится эта часть изображения в высококонтрастном изображении, но сохраняется при локальном повышении контраста

Показанный выше эффект довольно сильно улучшил визуализацию; зачастую локальное улучшение контраста получается менее выраженным.

Различные виды контраста

Что такое тональный контраст?

На каждой фотографии есть более темные и более светлые участки. Это то, что придает форму сцене. Более темные области обычно называют «тенями», а более светлые — «светлыми». Таким образом, разница между тенями и светлыми участками заключается в тональном контрасте.

На высококонтрастном изображении между ними есть резкая разница. Есть темные тени, яркие блики и меньше «полутонов».


Гарри Гиннесс
Гарри Гиннесс
Гарри Гиннесс
Гарри Гиннесс
Гарри Гиннесс

Что такое цветовой контраст?

Помимо тонального контраста фотографии могут также иметь цветовую контрастность. Вот где есть большая разница в ярких цветах изображения. Он также может принимать несколько разных форм.

У вас может быть контраст между разными цветами. Например, желтый и синий — очень разные цвета, поэтому на этой фотографии много цветового контраста.


Гарри Гиннесс
Гарри Гиннесс
Гарри Гиннесс
Гарри Гиннесс

Что такое композиционный контраст?

Композиционный контраст — наиболее абстрактная его форма. Это контраст между различными элементами или идеями вашего изображения.

Например, на этой фотографии есть композиционный контраст между моим другом и огромным количеством природы.


Гарри Гиннесс
Гарри Гиннесс

Однако это может быть и самое интересное. Представьте, насколько скучной была бы фотография гор без человека, или насколько скучно выглядел бы танк, если бы на него не залезли дети?

В оставшейся части этой статьи мы в основном рассмотрим тональный и цветовой контраст. Однако по мере того, как вы больше изучаете фотографию, вам следует попытаться добавить композиционный контраст к своим изображениям. Это действительно может сделать вам отличные снимки.

Нелинейное повышение яркости

Перед вами наилучший способ осветления фотографий. Мы повышаем яркость полутонов, оставляя точки чёрного и белого цветов без изменений. В результате общий тональный диапазон не меняется, но основная масса средних тонов плавно смещается вверх. При этом контраст в тенях возрастает, а в светах падает, т.е. детали в тенях отчётливо проявляются, а в светах хоть и становятся чуть менее контрастными, но всё равно остаются различимыми.

Очень часто снимая какую-нибудь контрастную сцену, приходится сильно уменьшать экспозицию, чтобы не допустить клиппинга светов. Для таких вынужденно недодержанных фотографий нелинейное повышение яркости является едва ли не обязательной процедурой.

Выразительность цвета

Иттен считал, что каждым цветом можно выразить эмоцию: ярость, очарование, восхищение, страсть. При этом одни и те же цвета в зависимости от контекста воспринимаются по-разному: голубая синева моря очаровывает нас, но если в этот цвет выкрасить помещение, оно будет казаться жутким.

В качестве примера Иттен приводит времена года. У художников каждое из них соотносится с определённым цветом:

Весна — жёлтый, светло-розовый, светло-голубой.

Лето — зелёный, синий, красный.

Осень — коричневый и фиолетовый.

Зима — холодные, глубокие и прозрачные цвета.

Суждение «приятный — неприятный» не может быть основой правильного и правдивого колористического решения. Более приемлемыми будут критерии, которые возникают в том случае, когда наши суждения относительно каждого отдельного цвета исходят из оценки общей цветовой гаммы. С позиции четырёх времён года это означает, что для каждого из них нам следует находить те цвета в цветовом шаре, которые в целом ясно выражают его характер.

Иоханнес Иттен

Также Иттен даёт эмоциональные определения основным цветам своего спектра:

Жёлтый — самый светлый из всех цветов, символизирует разум и познание. Если жёлтый начинает терять свою яркость, он начинает ассоциироваться с завистью, предательством, двуличием, безумием.

В зависимости от окружения жёлтый цвет меняет свой характер. Например, на фоне розового цвета он теряет выразительность. Иллюстрация: Skillbox Media
Сальвадор Дали. «Портрет Галы с двумя рёбрышками ягнёнка, балансирующими на её плече», 1933 г. Изображение: Фонд «Гала — Сальвадор Дали»

Красный — обладает мощной яркостью, символизирует духовную любовь. В зависимости от оттенка и окружения легко меняет свой характер. Например, красно-оранжевый — войны и демонический мир, пурпурно-красный — светская и духовная власть.

Красный легко адаптируется под любое окружение и приобретает новые смыслы. На зелёном фоне он кажется банальным и шумным, а на сине-зелёном — разгоревшимся огнём. Иллюстрация: Skillbox Media
Анри Матисс. «Танец», 1910 г. Государственный Эрмитаж. Изображение: Государственный Эрмитаж

Синий — пассивный и всегда холодный, символизирует веру. Если он заметен, то вызывает ощущение страха и печали, но вместе с тем указывает путь к чему-то духовному. Синий на лиловом фоне кажется отчуждённым и слабым, а на красно-оранжевом — сохраняет свою чистоту.

На жёлтом фоне синий приобретает зеленоватый оттенок, а на чёрном — сияет в своей чистоте и силе. Иллюстрация: Skillbox Media
Натан Исаевич Альтман. Портрет Ахматовой, 1915 г. Изображение: Государственный Русский музей

Впечатления и душевные переживания художника могут быть очень интенсивны и велики, но если с самого начала работы над произведением он не выберет из всей цветовой гаммы основной, нужной для него группы, то конечный результат может оказаться сомнительным. Поэтому подсознательное восприятие, интуитивное мышление и позитивные знания должны составлять одно целое, чтобы из многообразия доступных нам возможностей выбрать истинные и правильные.

Иоханнес Иттен

Больше о цвете

  • Продающий красный: как цвет влияет на восприятие бренда
  • Цветовые пространства: большой разбор
  • Что такое цветовой круг Иттена и как дизайнеры подбирают цвета с его помощью
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Люкс-хост
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: