Правила композиции в фотографии с примерами и как их применять

Введение

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему некоторые фотографии привлекают внимание зрителя, в то время как другие оставляют его равнодушным

.

. . . почему некоторые фотографии экспонируются в галереях месяцами и годами продолжают интересовать зрителя?

Задумывались ли вы над тем, почему некоторые фотографы постоянно становятся победителями разных конкурсов, а в прессе о них публикуются только положительные статьи и заметки критиков?

Одна из основных причин, почему некоторые снимки выделяются на фоне других, состоит в том, что их авторы мастерски владеют искусством композиции кадра.

Именно искусству композиции и посвящена данная статья. Мы хотим продемонстрировать, как правильная композиция кадра может улучшить фотографии.

Хорошая композиция позволяет зрителю увидеть не только сам объект, но и его историю. Греки и римляне поняли это еще за2000 лет до изобретения фотографии!Подтверждение этому- архитектурные памятники, сохранившиеся с тех времен.

И в настоящее время композиция продолжает играть важную роль в современной архитектуре. Существует очень простое определение термина «композиция» — «гармоничное размещение объектов на снимке».

В некоторых случаях для обеспечения гармоничной композиции достаточно разместить объекты в определенных местах. В других случаях для этого достаточно правильно выбрать точку съемки. Небольшое смещение положения фотоаппарата может внести существенные изменения в композицию.

Многие фотографии отличаются хорошей композицией независимо от выбора точки съемки, но в большинстве случаев композицию создает сам фотограф. Как это происходит? Сначала вы ищите ключевые линии, определяющие композицию кадра. Как вы убедитесь в дальнейшем, процесс создания правильной уравновешенной композиции часто требует тщательной подготовки, а иногда терпения.

Через некоторое время вы заметите, что поиск линий, на которых строится композиция, становится неотъемлемой частью вашего мышления и даже второй натурой. В данном разделе мы обсудим следующие принципы композиции:

  • простота композиции;
  • правило»золотого сечения»;
  • направляющие линии в кадре;
  • уравновешенность композиции кадра;
  • кадрирование;
  • отделение объекта съемки от элементов фона.

Рассматривайте эти элементы не как жесткие правила, а как рекомендации, которым желательно следовать.

Композиция кадра отражает ваше врожденное чувство гармонии. Приведенные советы помогут вам развить ощущение гармонии, данное вам природой, и улучшить качество ваших фотографий.

Как применять

Правило третей – это не обязательный способ компоновки изображения. Это лишь один из вариантов, который можно менять на другой и в некоторых случаях использовать с нарушением. Мы сразу об этом предупреждаем и хотим, чтобы вы ориентировались не только на правила, но и на условия сложившейся ситуации. Поэтому если для хорошего фото вам нужно нарушить все правила третей, нарушайте и действуйте на свое усмотрение. Если никаких специальных требований нет, ниже вы можете посмотреть рекомендации по созданию хорошей композиции:

  1. Если на изображении можно выделить главный объект, то для его демонстрации ориентируйтесь на опорные точки. Здесь удобно располагать цветы, детали архитектуры, людей и все то, что удобно подчеркнуть на фоне.
  2. Если в композиции горизонт будет разделен пополам, то не получится выделить главную часть изображения. Для исправления ситуации нужно работать с горизонтальными линиями сетки третей и на основную часть кадра выделять две трети пространства. У вас на изображении земля с небом, и нужно сделать акцент на небе – сделайте так, чтобы земля не выходила за пределы нижней линии сетки. Все поменялось и нужно показать больше земли – меняйте акцент и отдавайте небу только одну треть верхней части.
  3. Если работаете над портретным изображением, старайтесь комбинировать композицию так, чтобы линия глаз совпадала с одной из линий сетки третей.
  4. Если на портретном изображении будет несколько человек, постарайтесь на одной горизонтальной линии расположить головы всех участников.
  5. Если в кадр попадал второстепенный предмет, не спешите менять ракурс и попробуйте его расположить в одну из опорных точек. За счет такого приема часто даже ненужные элементы раскрывают изображение в лучшем виде.
  6. Если поставить ключевые объекты изображения в разные части кадра, это будет влиять на зрительное восприятие. Принято считать, что фотографии и картины изучаются слева направо (так же, как проходит процесс чтения).
  7. Шестое правило считается самым противоречивым, поскольку не было масштабных исследований по поводу того, как люди в разных странах знакомятся с изображениями. Например, в арабских странах чтение идет справа налево, а в Японии – сверху вниз. Поэтому во время компоновки изначально нужно ориентироваться на то, что люди изучают визуальный контент слева направо. После нужно создавать изображение и оценивать его, исходя из внутреннего ощущения. Если нравится – можно оставлять. Если что-то не так – нужно поэкспериментировать и поработать с разными направлениями.

Чтобы правильно воспользоваться правилом третей и всеми перечисленными рекомендациями, перед созданием каждого изображения ответьте на три вопроса: какие достопримечательности нужно показать, где они будут располагаться на изображении и подходит ли для этого правило третей. Если да, выберите подходящую рекомендацию и реализуйте идею. Если нет, попробуйте другой прием или сделайте случайную компоновку. Может сработать любой метод.

Повышаем видимость с помощью цвета.

Итак, вы выбрали изображение и хотите убедиться, что текст будет выделяться на странице или экране. Цвет и контраст – два лучших способа сделать это.

Цвет. Есть много подходов выбора цветовых схем для дизайна. Но давайте рассмотрим два, которые конкретно относятся к парованию текста и изображения.

Координирование: для наиболее гармоничного вида, можно применить к тексту цвета, заимствованные из самого изображения.

Выбор противоположностей: для большего драматизма попробуйте контрастные цветовые сочетания. Цветовой круг будет полезен в выборе пар противоположных цветов: синий и оранжевый, фиолетовый и желтый, как мы видим на примерах.

Контраст. Вы можете достичь контраста не только через цвет (как в предыдущем примере), но и с помощью других характеристик: размера, формы, положения и т.п. Дизайн открытки, взятой для примера ниже, использует все эти качества: розовый цвет заголовка контрастирует с холодными синими и зелеными цветами фотографии; размер слов противопоставлен друг с другом через выбор шрифта; наклонная, изогнутая ориентация слова «road» контрастирует с остальной типографикой. Все эти варианты создают визуально интересную композицию и помогают выделить текст.

И в конце давайте рассмотрим несколько дизайнов, которые сочетают некоторые методы, о которых мы рассуждали в статье.

Листовка:

1) содержит фото с пустым замутненным пространством в верхней части для текста; 2) цвет текста заимствован из фото (обратите внимание на бирюзовые оттенки на рубашке человека)

Обложка: 1) используется текстурированная фоновая форма….2), но это фото содержит пустое пространство на обороте, где текст повторяет форму изображения передней части; 3) текст в контрастных цветах (синий и оранжевый).

Целевая страница: 1) имеет вертикально сбалансированную композицию; 2) текст и изображение дополняют и поддерживают друг друга, как в плане визуального стиля, так и в плане темы/сообщения.

Обложка каталога: 1) также сбалансированный макет; 2) изображение и текст работают вместе — изображение показывает продукт компании в действии, а текст объясняет его преимущества.

Брошюра: 1) использует расфокусированную область изображения, на которую помещен текст; 2) включает в себя поп цвета, чтобы выделить некоторые части текста.

Надеемся, что нам удалось мотивировать вас на свежие идеи. Счастливого проектирования!

Основы композиции в фотографии

Правило третей

Представьте, как изображение делится на девять равных отрезков, две вертикальные и две горизонтальные линии. Попробуйте поместить наиболее важные элементы сцены на линиях, или в точках, где они пересекаются. Это позволит добавить баланс и интерес к фотографии. Некоторые камеры даже предлагают возможность отображать сетку на  ЖК-экране, что облегчает жизнь фотографу.

Не рекомендуется помещать линию горизонта посередине кадра – тем самым вы разделите кадр на две независимые части и запутаете зрителя.  Вы должны найти баланс и выделить главную тему, отдав одному элементу больше места, а второму меньше.

Ведущие линии

Когда мы смотрим на фотографию наш взгляд направляют линии

Перед съемкой подумайте о том, как вы разместите линии в вашей композиции, что бы заставить двигать по ним внимание зрителя. Существует много различных типов линий — прямые, диагональные, пышные, зигзагообразные, радиальные и т.д

— и каждая из них может быть использована для создания композиции в нашей фотографии.

Симметрия

Мы окружены симметричными объектами, как природными, так и созданными человеком.  Они могут сделать очень привлекательную композицию.

Точка съемки

Как уже говорилось ранее, прежде чем сделать снимок подумайте о том, какой ракурс лучше выбрать. Выбор точки съемки имеет огромное влияние на композицию в целом. Рассмотрите объект с высоты, внизу на уровне земли, сбоку, со спины, с далекого расстояния, с очень крупным планом, и так далее.

Фон

Сколько раз вы наблюдали как основной элемент  сливается с фоном? Человеческий глаз отлично понимает объем и расположение объектов в сцене, а камера имеет тенденцию выравнивать и «сливать» передний  и задний планы,  зачастую это может испортить фотографию. К счастью, эта проблема, легко решаема  — просто постарайтесь осмотреться и по возможности подобрать простой и ненавязчивый фон, составив композицию так, что бы фон не отвлекал от основного элемента.

Глубина

Так как фотография двухмерна, мы должны передать ощущение глубины. Это можно сделать  с помощью цветов. Так же можно  это сделать и с помощью контраста.

Обрамление

Мир полон объектов, которые помогут сделать естественное обрамление. Таких элементов полно: деревья, арки и дыры. Размещая эти элементы по краям  можно выделить основную идею. В результате получится более сфокусированной образ. Такое естественное обрамление направляет ваш взгляд на главную достопримечательность.

Экспериментируйте

На рассвете эпохи цифровых технологий в фотографии, нам больше не нужно беспокоиться о затратах обработки пленки или ее нехватки. Как результат, экспериментируйте с композицией наших фотографий. Теперь это реальная возможность, мы можем сделать тонны снимков и позже удалять ненужные без каких либо дополнительных затрат. Воспользуйтесь этим преимуществом  и экспериментируйте  — вы никогда не узнаете, будет ли задумка работать, пока не попробуете.

Резюме

В этом уроке вы познакомились с основами композиции в фотографии —  узнали что такое правило третей, о замечательной техники ведущих линий, которые заставляют вести глаз зрителя к определенному моменту, познакомились и научились правильно заполнять кадр и поняли, что нужно стараться предавать  глубину. Композиция далека от науки, и в результате все «правила» описанные выше, должны быть приняты с щепоткой соли. Если эти правила не работают для вашей сцены, игнорируйте их. Но чаще всего они действительно могут работать, или по крайней мере стоят того, что бы вы попытались использовать их когда будете фотографировать.

В уроке Главные составляющие отличного снимка описаны несколько методов, которые помогут сделать фотографию более впечатляющей.

Бонус

Напоследок несколько советов.

  • Если фотографируете только для соцсетей — нет смысла делать снимки чересчур высокого качества. Например, ширина фото для Instagram’а — не более 1080 пикселей (для этого размера хватит 2-х мегапиксельной камеры, если что).
  • Пока у вас не дорогая полнокадровая камера, то вечером-ночью берите штатив (если планируете фотографировать без вспышки). Нет штатива — ставьте на камушек, скамейку или бордюр. Главное, не фотографируйте с рук, так можно запросто всё смазать.
  • В портретах я выстраиваю композицию так, чтобы глаз оказывался на пересечении линий третей. А в направлении взгляда, чтоб было больше пространства. Цвета увожу немного в красный (надо следить за оттенком кожи, чтоб не перестараться), а общую яркость поднимаю — на светлых портретах хуже видны изъяны кожи. И аккуратнее с тональным контрастом — тот, который Clarity (Чёткость).

Яркие, кричащие цвета и флуоресцентный дуплекс

И снова задача — обратить на себя внимание. Чтобы следовать тренду, щедро используем в дизайне сочные и сияющие оттенки

Флуоресцентный дуплекс в дизайне сайта компании New Deal Design.

Тот же веб-дизайнерский тренд использовали при создании календаря для AfriSam 2018 Corporate Stationery.

По моде — в ярких насыщенных цветах — оформлен и сайт дизайнерского агентства ELJE Group.

Сайт Hackernoon использует сочные флуоресцентные тона, чтобы стать заметнее.

Главное в этом деле  — уместная смелость, готовность рискнуть и попробовать кричащие цвета в дизайне сайта, на обложке альбома или на постере.

Топ-10 трендов

Эффект пленочной фотографии или ретро-обработка. Снимки с структурами, царапинами, соринками, зернистостью и некой нечеткостью остаются в тренде еще на текущий год, как минимум. Если вы не успели опробовать эффект пленочной фотографии, обязательно сделайте это. Легкая ностальгия вам гарантирована.

Обработка без обработки или No-Edit Edit. Стремление ко всему настоящему, подлинному, искреннему привело нас к новому тренду в редактировании фотографий. Минимум обработки, без использования фильтров и “тяжелых” эффектов. Слегка прибавили (или убавили) яркости, контраста, насыщенности, резкости и фотография готова к публикации. Кстати, этот тренд, популярен не только в фотоискусстве. Например, в бьюти-индустрии, известен макияж без макияжа.

Коллажи снова в моде. Несколько лет назад, было очень модно создавать изображение из нескольких картинок. В 2020 году этот тренд вернулся и снова полюбился пользователям социальных сетей. Создать коллаж можно в таких приложениях: StoryLab, Коллаж фото, Фотоколлаж и другие.


Приложение StoryLab

Скачать приложение StoryLab можно в Play Market.

Вертикальный формат фотографии. Как оказалось, ориентация изображения может быть трендом. Поэтому, старайтесь изначально делать снимок вертикальным, или же попробуйте обрезать его в фоторедакторе.

Неоновые снимки. Секрет неоновых фотографий не только в правильно подобранном освещении, но и в обработке. В этом вам помогут приложения Neon или GlitchCam.


Приложение Neon

Скачать приложение Neon в Play Market.

Сочные кадры

Яркие, насыщенные, контрастные фотографии всегда привлекают внимание и заряжают энергией. Добавьте вашему снимку цвета и он заиграет новыми красками

Черно-белые фотографии возвращаются. Красивые атмосферные снимки снова будут мерцать в ленте Instagram. Чтобы добавить изображению стиля, используйте вместе с черно-белым эффектом шумы или зернистость.

Эффект Глитч или эффект “глюка”. Подобная обработка придает изображению некой загадочности и точно способна выделить ваше фото среди других. “Глючный эффект” стремительно набирает популярность и меняет восприятие изображения. Для создания глитч-эффекта отлично подойдет приложение GlitchCam.


Обработка в приложении GlitchCam.

Приложение GlitchCam в Play Market и App Store.

Художественные иллюстрации. Конечно, этот тренд вряд ли назовешь естественным, но он пришелся по душе многим пользователям Инстаграм

Необычные фотографии, однозначно, привлекают внимание. Если любите креативить — этот фильтр именно для вас

Иллюстрации можно делать в приложении PicsArt.


Приложение PicsArt

PicsArt — скачать в App Store и Play Market.

Теплая обработка. Добавьте немного теплых оттенков при обработке и ваши фотографии обязательно будут в тренде. Например, сделать это можно в приложении Snapseed. Выберите инструмент “Коррекция”, а затем пункт “Тепло”. Или же, попробуйте инструмент “Баланс белого” пункт “Температура”.

Тренды в обработке мобильной фотографии текущего года можно поистине назвать самыми противоречивыми. Популярно делать как натуральную коррекцию снимка, так и насыщенную. Поиграйте немного с приложениями для обработки и тогда, вы поймете, какая коррекция вам ближе всего.

Разбор

1. На мой взгляд, треугольники и диагонали играют важную роль в общей атмосфере этого снимка. Треугольники в композиции могут дать более интересные и привлекательные снимки, нежели квадраты и прямоугольники. Здесь они повторяются в нескольких местах — от треугольников, которые рисуют тени на стене здания, до форм, которые создаются локтем Кейт и ногами девушек.

2. Опять же кадр сделан в нужный момент. Поза в движении придает еще больше элегантности Кейт и ее роскошному платью. Эту особенность я использовал при съемке моделей на показах мод. Каждый их шаг сопровождается щелканьем затворов, чтобы запечатлеть движение. Мне повезло, что на этом фото проходящая девушка тоже сделала шаг как раз в тот момент, когда я делал снимок.

3. Ведущие линии очень важны — они направляют взгляд зрителя по кадру. Здесь самые сильные ведущие линии — это тени на здании, но параллельные прямые велосипедной дорожки также служат в качестве ведущих линий, которые рассекают тени пополам.

4. Для этого кадра также использовалось правило третей — я оставил много места перед девушками, куда они могут «идти». Для большинства фотографов эта техника — вторая натура, такая же естественная, как дыхание. Вы видите подобную сцену и сразу начинаете продумывать фокус, еще до того, как подняли камеру. Кстати, линия, которую образуют взгляды Кейт и ее сестры, а также лица проходящей на заднем плане пары, тоже служит диагональю, рассекающей сильные линии тени.

Это сбалансированный снимок, как и первый. Интересные точки, которые притягивают взгляд, расположены равномерно по всему кадру, а черно-белые цвета усиливают эффект теней. При съемке я опустился на корточки, чтобы камера была примерно на уровне пояса, и именно эта заниженная точка обзора позволила свести все диагонали.

Кроме того, в этом снимке есть собственный глубокий смысл. Здание, мимо которого идут сестры, — многоквартирный дом, где Кейт и ее муж впервые начали жить вместе. Они оба из Новой Зеландии, но их отношения на протяжении последних десяти лет развивались именно в Лондоне. Я разговаривал с этой парой до фотосессии, запомнил этот факт и смог привнести немного истории в композицию этого снимка.

Масштабность и перспектива. Точка съемки

Теперь еще один немаловажный момент. На композицию Вашего снимка очень здорово влияет точка съемки. Многие фотографы имеют, ну скажем так, не очень хорошую манеру фотографировать с любой точки где окажутся. Однако если подойти к этому моменту более обдуманно, то снимаемый объект или сцену можно снять под более хорошим углом. Для этого достаточно отойти в сторону либо, например, приблизиться к объекту, и композиция кадра будет совершенно иной.

Даже некоторые, скажем так, тривиальные заурядные моменты можно обыграть и они превратятся в очень яркие и красочные фотографии. Как это сделать? Во-первых, спросите себя: достаточно ли близко Вы находитесь к объекту, который снимаете? Но как показывает статистика – в девяти случае из десяти композицию фотографии можно было бы значительно улучшить, сделав всего лишь несколько шагов в сторону от снимаемого объекта. Тем самым композиция стала бы гораздо насыщеннее, лишние детали из кадра были бы исключены, и в целом такой снимок был бы очень выразительным и более ярким.

Второй момент: нужно обратить внимание как с изменением расстояния от Вашего фотоаппарата до объекта изменяется взаимоотношение между передним и задним планом. Вот это тоже немаловажный момент, на который необходимо обращать особое внимание. Чем ближе вы находитесь к объекту съемки, тем больше он будет доминировать на Вашем снимке

И, соответственно, чем дальше вы от него будете отходить, тем меньше он будет по размеру и меньше будет выделяться на снимке

Чем ближе вы находитесь к объекту съемки, тем больше он будет доминировать на Вашем снимке. И, соответственно, чем дальше вы от него будете отходить, тем меньше он будет по размеру и меньше будет выделяться на снимке.

Снимайте с необычных точек

И, наконец, еще очень классный прием – это снимать с необычных точек. Например, обычно люди как воспринимают происходящие события? С уровня зрения, т. е. с уровня своих глаз.

Если же мы возьмем фотоаппарат и поднимем, скажем так, на несколько метров вверх – для этого достаточно забраться, например, на стену, на крышу своего автомобиля или просто подняться на уровень выше: допустим, если дом высотный, то подняться на балкон – можно сделать оттуда ряд снимков. Т. е. поднимаясь выше над землей, вы можете получить достаточно красочную картину, даже не смотря на тривиальность происходящих внизу событий.

Второй момент – вы можете опустить камеру до самой земли, т.е. тоже посмотреть с уровня земли на происходящие обычные явления. Такой угол съемки, такая точка съемки может очень здорово повлиять. Например, люди станут очень большими и сравняются по высоте с домами, которые их окружают. И все это тоже придает такую эффектность Вашим снимкам.

И, например, если вы фотографируете пейзажи, то можно сделать так, что относительно небольшой объект может заполнить большую часть переднего плана. Единственное, здесь не надо лениться и постараться найти наиболее интересную точку съемки того или иного объекта. Обязательно попрактикуйтесь – сделайте ряд фотографий с разных точек съемки и посмотрите, как при этом меняется выразительность Ваших снимков!

Искажения: править не обязательно, но желательно

Вначале, я говорил о выравнивание горизонталей на этапе кадрирования, но ведь есть же ещё вертикальные линии. Если вы фотографируете только портреты, то этот пункт можно пропустить.

Когда среди привезённых из путешествия фотографий половина: соборы, дома и крепости — вот вам лайфхак. Фотографируя вблизи что-то высокое, не ставьте камеру под углом к объекту съёмки: этим вы искажаете пропорции. Если у вас нет широкоугольного объектива, но хочется запихнуть весь небоскрёб в фотографию — отойдите подальше.

При фотографировании «под углом» первыми страдают вертикальные линии: они заваливаются к центру, превращая любое здание в пирамиду Хеопса.

Если завал небольшой, то его можно скорректировать, играясь ползунками.

Правило «золотого сечения»

При компоновке кадра с объектом, смещенным относительно центра, можно руководствоваться правилом»золотого сечения». Суть этого правила состоит в следующем:

Прежде чем сделать снимок, представьте кадр, разделенный на три части по горизонтали и вертикали. В точках пересечения воображаемых линий и следует размещать сюжетно важные детали снимаемой сцены. Конкретное место размещения объектов зависит от типа объекта, его размеров и замысла фотографа.

В данном случае для размещения объекта съемки выбрана верхняя правая точка, чтобы сделать видимой тень и цепочку следов чайки.

Маяк помещен в правой верхней трети кадра, чтобы в поле зрения наблюдателя попали часть местности, освещаемая маяком.

А вот, другой пример полного контроля фотографа над снимаемой сценой. Фигура человека может быть в любом месте кадра. Применение правила «золотого сечения» в данном случае оставляет для человека достаточно места для движения вперед.

При выборе композиции всегда нужно учитывать путь следования движущихся объектов и оставлять им пространство для продолжения движения.

Если не следовать этому совету, то может возникнуть впечатление, что девочка вот-вот выбежит за рамку кадра.

Поместив объект в левую часть кадра, мы воспользовались правилом «золотого сечения» и оставили достаточно пространства для того, чтобы бегущий не успел выбежать за пределы кадра, пока мы его рассматриваем.

Вот еще один пример того, насколько важнее оставить свободное пространство перед объектом, чем позади него.

Правило»золотого сечения» можно использовать для выбора положения линии горизонта на фотографиях. В данном случае лодка и линия горизонта находятся в центре кадра, из-за чего снимок кажется статичным.

Переместим линию горизонта вверх на уровень одной трети кадра по высоте, а лодку сместим влево также на одну треть кадра. Помните о том, что это лишь рекомендации, и если вам не нравится такое размещение объектов, попробуйте альтернативный вариант. У вас есть выбор!

Например, выберите такой вариант композиции. Горизонт находится на линии первой нижней трети кадра. Вообще, линию горизонта можно располагать в любой трети кадра и лишь изредка в центре.

Как и линию горизонта, вертикальные линии следует располагать в стороне от центра. На снимке слева, например, мачта опоры находится в центре, а на правом снимке фотограф нашел более удачную композицию, сместив точку съемки так, что мачта оказалась смещенной вправо.

Шаг 2 — Простота

Одна из основных вещей, на которую стоит обратить внимание, это расположение элементов в кадре относительно друг друга. Исходя из этого, вам нужно будет решить, что вы включите в кадр, а что уберете из него

Часто возникает искушение заполнить кадр как можно большим количеством интересных объектов, но когда речь идет о композиции, лучше быть избирательным относительно того, что вы включаете в кадр и подходить к выбору осознанно. Некоторые из наиболее ярких фотографий имеют очень простую, но эффективную композицию, взгляд без помех следует по изображению, и зритель оказывается  вовлеченным в ясный и эффектный кадр.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Люкс-хост
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: